«Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв.

Часть первая: Свидетельства греческих и коптских источников

Авторы

  • Диодор (Ларионов), монах Богородице-Сергиева пустынь

Ключевые слова:

история христианства, история Церкви, христианская аскетика, аскетическое богословие, монашество, возникновение монашества, богословие монашеской жизни, христианский Египет

Аннотация

В статье ставится вопрос об идентичности и происхождения монашества. Для его решения автор использует лингвистический подход, в рамках которого рассматриваются контексты раннего употребления понятия «монах» на основе греческих, коптских и сирийских памятников в диоцезах Египет и Сирия со II по IV век. Статья состоит из двух частей: в первой рассматриваются греческие и коптские памятники. В Египте это собственное греческое наименование (μοναχός) и его коптская транслитерация (nmonacos), которую автор дополняет близким по значению коптским термином oua ouwt («один единственный»). Исследование показывает, что первоначальное употребление вышеуказанных понятий отражает раннехристианские библейские представления об аскетической жизни и несет на себе отпечаток семитского образа мысли. Изучение контекста употребления термина «монах» в различных греческих и коптских памятниках позволяет сопоставить это понятие с другими аналогичными понятиями, описывающими образ жизни конкретных аскетов или аскетических групп эпохи раннего христианства.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Диодор (Ларионов), монах, Богородице-Сергиева пустынь

насельник Богородице-Сергиевой пустыни

mon.diodoros@gmail.com

Библиографические ссылки

Бумажнов Д. Семитский и гностический контекст некоторых раннехристианских экклесиологических моделей и их значение для истории слова μοναχός (монах) (Semitic and Gnostic context of some early Christian ecclesiological models and their significance for the history of the word μοναχός (monk)) // Источниковедение культурных традиций Востока: гебраистика – эллинистика – сирология – славистика. Сборник научных статей / Отв. ред. К. А. Битнер, Н. С. Смелова; Петербургский ин-т иудаики. СПб., 2016 (Труды по иудаике. Сер. «Филология и культурология» 4). С. 119–136.

История древней Церкви. Часть I. 33-843 гг. Учебное пособие / Ред. К. А. Максимович. М., 2012.

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999.

Adam A. Grundbegriffe des Mönchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1953/54. Bd. 65. S. 209-239.

Bumazhnov D. Einige Beobachtungen zur Geschichte des Begriffs ΜΟΝΑΧΟΣ // StPatr. 2006. Vol. 39. S. 293-299.

Bumazhnov D. Zur Bedeutung der Targume bei der Herausbildung des ΜΟΝΑΧΟΣ-Konzeptes in den Nag Hammadi-Texten // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2006. Bd. 10. S. 252-259.

Bumazhnov D. Some Ecclesiological Patterns oft he Early Christian Period and Their Implications for the History of the Term ΜΟΝΑΧΟΣ (Monk) // Einheit der Kirche im Neuen Testament / Hrsg. A. A. Alexeev, Chr. Karakolis, U. Luz. Tübingen, 2008. S. 251-264.

Bumazhnov D. Some Further Observations Concerning the Early History of the Term ΜΟΝΑΧΟΣ (Monk) // StPatr. 2010. Vol. 45. P. 21-26.

Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Paris, 1974. T. 3.

Judge E. A. The earliest use of monachos for "monk" (P. Coll. Youtie 77) and the origins of monasticism // Jahrbuch für Antike und Christentum. 1977. Vol. 20. P. 72-89.

Harl M. À propos des Logia de Jésus: le sens du mot μοναχός // Revue des Etudes Grecques. 1960. Vol. 73. P. 464-474.

Harnack A. Die pseudoclementinischen Briefe de virginitate und die Entstehung des Mönchthums. Berlin, 1891.

Klijn A. F. J. The "single one" in the Gospel of Thomas // Journal of Biblical Literature. 1962. Vol. 81. P. 271-278.

Liddell H.-G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

Morard F. Monachos, moine. Histoire du terme grec jusqu'au 4e siècle. Influences bibliques et gnostiques // Freiburger Zeitschrift für Theologie und Philosophie. 1973. Bd. 20. S. 332-411.

Morard F. Monachos: un importation sémitique en Egypte? Quelques aperçus nouveaux // StPatr. 1975. Vol. 12. P. 242-246.

Morard F. Encore quelques réflexions sur monachos // Vigiliae Christianae. 1980. Vol. 34. P. 395-401.

Tetz M. Eine asketische Ermunterung zur Standhaftichkeit aus der Zeit der maximischen Verfolgung // Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. 1990. Bd. 81. S. 60-102.

Загрузки

Опубликован

2016-06-15

Как цитировать

(1)
Ларионов, Д. «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв. : Часть первая: Свидетельства греческих и коптских источников. БВ 2016, 221-248.

Выпуск

Раздел

История Церкви

Категории