Учение Мария Викторина о душе и ее месте в иерархии сущего

Авторы

  • Фокин Алексей Русланович Институт философии РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия; Московская духовная академия

Ключевые слова:

античная философия, неоплатонизм, раннее христианство, Марий Викторин, Плотин, Порфирий, теология, онтология, психология, душа, тело, разум, интеллект, познание, творение

Аннотация

Статья посвящена исследованию учения Мария Викторина (ок. 281/291-382) о душе, ее природе, происхождении и месте в иерархии сущего по его теологическим трактатам о Троице в широком историко-философском контексте. Вначале проводится краткий анализ результатов основных зарубежных исследований по данной теме. Далее автор, основываясь на трактате «О рождении Божественного Слова», проводит реконструкцию психологической доктрины Викторина, согласно которой души занимают среднее, промежуточное положение в иерархии бытия. При этом такое положение является не статичным, а динамичным. Помимо индивидуальных душ, Викторин признает существование мировой, или всеобщей, души. В вопросе о происхождении души Викторин стремится согласовать библейское представление о сотворении души человека Богом с платоновским учением о предсуществовании душ. Показывается, что, согласно Викторину, душа представляет собой независимую сущность, или субстанцию, поскольку она обладает самостоятельным и независимым существованием и может становиться подлежащим («субъектом») Божественного Ума и Духа. Природа души определяется тремя важнейшими характеристиками: мышлением, самодвижением и бестелесностью. В каждой душе от вечности запечатлены образы вечных Божественных идей; для того чтобы душа их осознала, необходимо ее просвещение Божественным Логосом. Душе свойственны два вида мышления: чистое интеллектуальное мышление; и мышление посредством чувства. Душа даже в состоянии соединения с телом сохраняет возможность вернуться к Богу и непосредственно познавать Его. Отмечается, что характерной чертой учения Викторина о душе является преобладание в нем платонических и философских элементов над элементами христианскими и богословскими, вследствие чего его учение представляется внутренне противоречивым и несогласованным.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фокин Алексей Русланович, Институт философии РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия; Московская духовная академия

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, заведующий кафедры Богословия ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия, профессор кафедры Богословия МДА

Библиографические ссылки

Марий Викторин. Против Ария. Кн. 3. Гл. 4-9 / Пер. с лат. и комментарии. А. Р. Фокина // Философия религии: Альманах. 2011. № 3. С. 286-297.

Марий Викторин. «О рождении Божественного Слова», «Против Ария», «Гимны о Троице» (фрагменты) // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Т. 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV - начало V в.) / Пер. с лат. А. Р. Фокина, под общей ред. митр. Волоколамского Илариона (Алфеева). М., 2017. С. 514-532.

Марий Викторин. О рождении Божественного Слова / Пер. с лат. А. Р. Фокина // БТ. 2017. Вып. 47-48. С. 481-525.

Marii Victorini Opera. Pars II. Commentarii in Epistulas Pauli ad Ephesios, ad Galatas, ad Philippenses / Ed. F. Gori. Vindobonae, 1986 (CSEL 83.2).

Henry, Hadot 1960 - Marius Victorinus. Traités théologiques sur la Trinité / Ed. P. Henry, P. Hadot. P., 1960 (SC 68, 69).

Marii Victorini Opera. Pars I. Opera theological / Ed. P. Henry, P. Hadot. Vindobonae, 1971 (CSEL 83.1).

Marius Victorinus. Commentarii in Apostolum / Ed. A. Locher. Leipzig, 1972.

Marius Victorinus. Theological Treatises on the Trinity. Wash., 1981. (Fathers of the Church 69).

Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007.

Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.

Фокин А. Р. Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина // Платоновские Исследования IV/1 (2016). М. - СПб., 2016. С. 130-169.

Benz E. Marius Victorinus und die Entwicklung des abendländischen Willenmetaphysik. Stuttgart, 1932.

Clark M. T. The Psychology of Marius Victorinus // Augustinian Studies. 1974. Vol. 5. P. 149-166.

Geiger G. Marius Victorinus Afer, ein neuplatonischer Philosoph. Lansdhut, 1888.

Hadot P. L'image de la Trinité dans l'âme chez Victorinus et chez saint Augustin // StP. 1962. Vol. 6. P. 409-442.

Hadot P. Porphyre et Victorinus. P., 1968. Vol. 1.

Hadot P. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. P., 1971.

Koffmane G. De Mario Victorino, philosopho christiano. Breslau, 1880.

Leusse de H. Le probleme de la préexistence des âmes chez Marius

Victorinus // Recherches de science religieuse. 1939. T. 29/2. P. 197-239.

Nautin P. Candidus l'Arien // L'homme devant Dieu: Mélanges offerts au père Henri de Lubac. T. 1. Exégèse et patristique. P., 1964. P. 309-320.

Séjourné P. Victorinus Afer // Dictionnaire de théologie catholique. P., 1950. T. 15/2. Col. 2887-2954.

Simonetti M. Nota sull'Ariano Candido // Orpheus. 1963. Vol. 10/2. P. 151-157.

Simonetti M. Candido Ariano // Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane. / Diretto da A. Di Berardino. Genova - Milano, 2006. Vol. 1. P. 842.

Stefani M. Sull' antropologia di Mario Vittorino (La "discesa" vivificante dell' anima in prospettiva cosmologica) // Scripta Theologica. 1987. Vol. 19. P. 63-112. S

Steinmann W. Die Seelenmetaphysik des Marius Victorinus. Hamburg, 1990.

Загрузки

Опубликован

2017-08-15

Как цитировать

(1)
.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории