Учение о логосах в метафизике и космологии прп. Максима Исповедника: опыт систематизации
Ключевые слова:
Максим Исповедник, метафизика, онтология, учение об идеях, патристика, теология, космология, богопознание, обожениеАннотация
В статье рассматривается место логосов сущего в метафизической и космологической мысли прп. Максима Исповедника. Предлагается оригинальная авторская классификация логосов согласно трем модусам: идеальному (логос как Божественный замысел), реальному (логос как сущность вещи) и ментальному (логос как объект познания). Как Божественные замыслы, логосы вечно предсуществовали в Боге, и в соответствии с ними Бог привел все в бытие. При этом логосы никак не связаны с Божественной сущностью, но соответствуют уровню Божественных энергий и волений. Все логосы, как частные, так и общие, объединяются в Божественном Логосе - Боге Сыне, Который является как их средоточием, так и трансцендентным Первоначалом. В тварном мире логосам соответствуют заложенные в сущее формирующие принципы, которые определяют собой сущность каждой вещи и ее основные природные свойства и характеристики, а также цель ее существования. Наряду с универсальными логосами существуют и логосы индивидов. Все логосы образуют онтологическую иерархию, обуславливающую собой все разнообразие тварных существ, а также их внутреннее природное единство и различные взаимосвязи между ними. Рассеянные в мире невидимые логосы могут становиться объектом разумного познания, постепенно ведя человека к богопознанию и соединению с Богом, то есть к обожению, которое есть конечная цель и Божественный замысел о тварном мире.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898; М., 1998.
Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. М., 1996.
Каприев Г. Византийска философия. София, 2011.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. СТСЛ., 2012.
Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.
Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007.
Петров В. В. Логос сущего у Максима Исповедника: проблемы интерпретации // Философские науки. 2007. № 9. С. 112-128.
Петров В. В. Трансформация античной онтологии в «Ареопагитском корпусе» и у Максима Исповедника // Исследования по истории платонизма / Ред. В. В. Петров. М., 2013. С. 376-393.
Balthasar H. U. von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Freiburg i. B. 1941, Einsiedeln, 19612.
Dalmais I.-H. La théorie des «logoi» des créatures chez S. Maxime le Confesseur // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 1952. Vol. 36. P. 244-249.
Karayiannis V. Maxime le Confesseur. Essence et énergies de Dieu. P., 1993.
Larchet J.-C. Introduction // Saint Maxime le Confesseur. Ambigua / Avant-propos, trad., not. E. Ponsoye, comment. D. Staniloae. P., 1994. P. 19-24.
Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. P., 1996. P. 112-131.
Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580-662). P., 2003. P. 134-136.
Larchet J.-C. Théologie des énergies divines: Des origines à st. Jean Damascène. P., 2010.
Sherwood P. The earlier Ambigua of St Maximus the Confessor and his refutation of origenism. R., 1955.
Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965.
Tollefsen T. The Christocentric Cosmology of St. Maximus the Confessor. A Study of his Metaphysical Principles. Oslo, 1999; Oxford, 20082.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.