Учение новомученика Иоанна Попова о совести в контексте нравственного богословия XIX века

Авторы

  • Домусчи Стефан, свящ. Московская духовная академия, Российский православный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2019-34-137-156

Ключевые слова:

нравственное богословие, христианская этика, совесть, новомученик Иоанн Попов

Аннотация

Статья посвящена учению о совести одного из самых интересных, самобытных и глубоких исследователей нравственности последней четверти XIX в. — мученику Иоанну Попову. В качестве «почвы», на которой выросло учение профессора И. В. Попова, в статье представлены взгляды на совесть его предшественников: архим. Платона (Фивейского), прот. И. Халколиванова, архим. Гавриила (Голосова), прот. Ф. А. Голубинского, прот. И. Янышева, свт. Иннокентия (Борисова), свт. Феофана Затворника, а также В. С. Соловьева. При обращении к богословию самого Ивана
Васильевича, в статье актуализируется рецензия доцента А. И. Введенского — единственное сохранившееся описание кандидатского сочинения И. В. Попова о совести, её сущности и происхождении. Однако основной работой, на которую и было обращено основное внимание, избрана его магистерская диссертация «Естественный нравственный закон». Анализ этой работы позволил утверждать, что И. В. Попов сформулировал глубокое и по-своему уникальное учение о совести. Он не только оригинальным образом соединил рациональное и чувственное с традиционно выделяемыми в ней функциями, но обозначил в ней формальную и содержательную стороны. При этом специфика его исследовательского метода позволила ему соединить в своей работе традицию с творческим, самобытным изложением.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Домусчи Стефан, свящ., Московская духовная академия, Российский православный университет

кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Московской духовной академии, декан Миссионерского факультета Российского православного университета
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1901.

Гавриил (Голосов), архим. Нравственное богословие применительно к программе семинарского курса. Тверь: Типо-лит. Ф. С. Муравьева, 1884.

Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011.

Голубинский Ф. А., прот. Умозрительная психология. (Чтения, записанные со слов его студентом академии XIV курса В. Назаревским и др.). М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1871.

Горелик К. В. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва // Материалы международной конференции 14–15 февраля 2003 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. («Symposium»: Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьёва; вып. 32). C. 189–196.

Домусчи С. А. К вопросу о соотношении совести и свободы человека // БВ. 2016. Т. 20–21. С. 101–122.

Иннокентий (Борисов), свт. Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского: в 6 т. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. Т. 6.

Лопухин И. В. Масонские труды. СПб.: Алетейя, 1997.

Макарий Великий, прп. Творения. М.: Паломник, 2002. (Библиотека отцов и учителей церкви).

Платон (Фивейский), архим. Православное нравственное богословие / сост. архим. Платон (Фивейский). М.: Тип. Семена, 1854.

Попов И. В. Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности). Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1897.

Попов И. В. Св. Иоанн Златоуст и его враги // БВ. 1907. Т. 3. № 12. С. 798–855. Протоколы Московской духовной академии за 1892 год // БВ. 1893. Т. 1. № 1. С. 125–156.

Русская религиозная антропология. Т. 1: Антология / cост. Н. К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, МДА, 1997.

Соловьёв В. С. Духовные основы жизни // Соловьёв В. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Просвещение, 1912. Т. 3. С. 301–416.

Соловьев В. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. Критика отвлечённых начал. СПб.: Просвещение, 1911.

Сперанский И. П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания Cеминарии до её преобразования по Уставу 1867 года. Смоленск: Тип. Е. П. Позняковой, 1892.

Фенелон. Бытие Бога, доказанное познанием природы и человека / пер. с франц. М.: Университетская типография, 1809.

Феофан Затворник (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1891.

Халколиванов И., прот. Православное нравственное богословие. Самара: Зем. тип., 1875.

Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности. 2-е изд. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1906.

Hoppe J. I. Das Gewissen: mit Einschluss der Gefühle und der Sitten in ihrer Beziehung zum Gewissen. Regensburg: Verlag von G. J. Manz, 1875.

Загрузки

Опубликован

2021-02-01

Как цитировать

(1)
Домусчи, С. Учение новомученика Иоанна Попова о совести в контексте нравственного богословия XIX века. БВ 2021, 137-156.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)