Влияние Оригена на греческую и сирийскую христианскую традицию

Авторы

  • Ткачёв Евгений Викторович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2021.6.2.005

Ключевые слова:

Ориген, оригенизм, богословие, греческая патрология, сирийская литература

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления влияния Оригена на греческую (III–XIV вв.) и сирийскую (V–XII вв.) христианскую традицию, проявившиеся в экзегезе, богословии и аскетической практике. Автор пытается определить основные методологические принципы для выявления влияния Оригена на последующих церковных писателей, а также выявить круг ключевых авторов и текстов, испытавших это влияние. При рассмотрении каждого периода сопоставляются проявления двух тенденций: симпатизирующей Оригену и критикующей его неортодоксальные взгляды. Главное внимание уделяется влиянию Оригена в триадологии, космологии, эсхатологии и аскетике.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ткачёв Евгений Викторович, Московская духовная академия

магистр филологии и истории Древнего Востока, старший преподаватель кафедр филологии и богословия Московской духовной академии 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия tkevgen@gmail.com

Библиографические ссылки

Anonymi auctoris Chronicon ad annum Christi 1234 pertinens I. Praemissum est Chronicon anonymum ad A. D. 819 pertinens / ed. J.-B. Chabot. Parisiis: J. Gabalda, 1920. (CSCO; vol. 81. Auctores syri; t. 36); Parisiis: J. Gabalda, 1937. (CSCO; vol. 109. Auctores syri; t 56).

S. Aurelii Augustini Hipponiensis episcopi Epistulae. Pars 2: Ep. 31–103 / ed. A. Goldbacher. Pragae; Vindobonae; Lipsiae: F. Tempsky G. Freytag, 1898. (CSEL; vol. 34).

Babai Magni Liber de unione / ed. A. Vaschalde. Parisiis: J. Gabalda, 1915. (CSCO; vol. 79–80. Auctores syri; t. 34–35).

Barsanuphe, Jean de Gaza. Correspondance. Vol. 2. Aux cénobites. T. 2. Lettres 399–616 / éd. par F. Neyt. Paris: Cerf, 2001. (SC; vol. 451).

Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche, 1166–1199 / éd. par J.-B. Chabot. Paris: Ernest Leroux, 1924.

Corpus Dionysiacum. Bd. 1: De divinis nominibus / hrgb. von B. R. Suchla. Berlin; New York: W. de Gruyer, 1990. (PTS; Bd. 33).

Corpus Dionysiacum. Bd. 2: De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae / hrgb. von G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; Boston: W. de Gruyer, 2012. (PTS; Bd. 67).

Didymus Caecus. De Trinitate // PG. T. 39. Col. 269–992.

Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2. Expositio fidei / hrgb. von B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12).

Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4. Liber de haeresibus. Opera polemica / hrgb. von B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22).

Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 5. Opera homiletica et hagiographica / hrgb. von B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988. (PTS; Bd. 29).

Epiphanius. Werke. Bd. 1. Ancoratus und Panarion (haer. 1–33) / hrgb. von K. Holl. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1915. (GCS; Bd. 25).

Epiphanius. Werke. Bd. 3. Panarion (haer. 65–80) / hrgb. von K. Holl. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1933. (GCS; Bd. 37).

Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique. T. 2. Livres V–VII / éd. par G. Bardy. Paris: Cerf, 1955. (SC; vol. 41).

Facundus Hermianensis. Liber de allegoria et historia // PL. Τ. 67. Col. 602BC.

Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin: Weidmann, 1912. (Abhandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse. NF; Bd. 13/2). S. 48–422.

Grégoire de Nazianze. Discours 27–31: Discours théologiques / éd. par P. Gallay, M. Jourjon. Paris: Cerf, 1978. (SC; vol. 250).

Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus // PL. T. 23. Col. 603–955.

Histoire de Mar Jab-Alaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens / éd. par P. Bedjan. Paris: O. Harrassowitz, 1895. P. 476–477.

Jacobi Sarugensis Epistulae quotquot supersunt / ed. G. Olinder. Parisiis: e Typogr. Reipublicae, 1937. (CSCO; vol. 110. Auctores syri; t. 57).

Joannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 631–1161.

La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / éd. par R Lavenant. Paris: Firmin-Didot, 1963. (PO; vol. 30/5).

Lannoo J. Version syriaque de dix anathèmes contre Origène // Le Muséon. 1930. Vol. 43. P. 7–16.

Le candélabre du sanctuaire de Grégoire Abou'l Faradj dit Barhebræus Dixième base: de la résurrection / éd. par É. Zigmund-Cerbü. Turnhout: Brepols, 1969. (PO; vol. 35/2).

Le livre d’Héraclide de Damas / éd. par P. Bedjan, trad. F. Nau. Paris: Letouzey et Ané, 1910.

Les six centuries des «Kephalaia gnostica» d'Évagre le Pontique / éd. critique de la version syriaque commune et éd. d'une nouvelle version syriaque, intégrale, avec une double trad. française par A. Guillaumont. Paris: Firmin-Didot, 1958. (PO; vol. 28/1).

Liberatus Carthaginensis. Breviarium // ACO. T. 2. Vol. 5. Berlin: W. de Gruyter, 1936. P. 98–141.

Michaelis Pselli theologica. Vol. 1 / ed. P. Gautier. Leipzig: Teubner, 1989. (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana).

Origenes. Werke. Bd. 1: Die Schrift vom Martyrium. Buch I–IV gegen Celsus / hrgb. von P. Koetschau. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1899. (GCS; Bd. 2).

Origenes. Werke. Bd. 2: Buch V–VIII gegen Celsus. Die Schrift vom Gebet / hrgb. von P. Koetschau. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1899. (GCS; Bd. 3).

Origenes. Werke. Bd. 4: Der Johanneskommentar / hrgb. von E. Preuschen. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1903. (GCS; Bd. 10).

Origenes. Werke. Bd. 5: De principiis / hrgb. von P. Koetschau. Leipzig: J.C. Hinrich, 1913. (GCS; Bd. 22).

Origenes. Werke. Bd. 9: Die Homilien zu Lukas in der Übersetrung des Hieronymus und die griechischen Reste der Homilien und des Lukas-Kommentars / hrgb. von M. Rauer. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1930. (GCS; Bd. 35).

Palladius. Historia Lausaica // Palladio. La storia Lausiaca / ed. G. J. M. Bartelink. Milano: Fondazione Lorenzo Valla; A. Mondadori, 1974. (Scrittori greci e latini; vol. 2).

Photius de Constantinople. Bibliothèque. T. 1. Codices 1–83 / éd. par R. Henry. Paris: Les Belles lettres, 1959.

Photius de Constantinople. Bibliothèque. T. 2. Codices 84–185 / éd. par R. Henry. Paris: Les Belles lettres, 1960.

Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1939. (TU; Bd. 49/2).

S. Eusebii Hieronymi Epistulae. Pars 2. Epistulae LXXI–CXX / ed. I. Hilberg. Vindobonae: F. Tempsky, 1912. (CSEL; vol. 55).

Shenute. Contra Origenistas / ed. T. Orlandi. Roma: CIM, 1985.

Pušaqa d-maʼwata d-qadiša Mar ʼEwagris Iḥidaya / ed. J. Y. Çiçek. Losser: Matbaʼta d-Bar ʼEbraya d-Dayra d-Mar Eprem Suryaya, 1991.

Socrate le Scholastique. Histoire ecclésiastique. T. 3. Livres IV–VI / éd. par G. C. Hansen, P. Maraval. Paris: Cerf, 2006. (SC; vol. 505)

Каптен Г. Ю. Критика оригенизма в философии Максима Исповедника // AKA∆HMEIA: материалы и исследования по истории платонизма. 2014. № 9. P. 58–76.

Ковалец А. С. О влиянии сочинений Оригена на некоторые памятники коптской аскетической литературы // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 15 (93). С. 60–64.

Ковалец А. С. Проблема отношения коптского монашества к александрийской философско-богословской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2007. № 3(9). С. 50–63.

Муравьев А. В. «Послание к авве Симеону» в сборнике Ἀσκητικοὶ λόγοι Исаака Сирина: история одного псевдоэпиграфа // Вестник древней истории. 2012. № 4. С. 49–62.

Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / сост. Г. И. Бене-вич, А. М. Шуфрин. СПб.: Изд. СПбГУ; РХГА, 2007. (Византийская философия; т. 1).

Фокин А. Р. Апокатастасис в сирийской христианской традиции: Евагрий и Исаак // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие / под. общ. ред. митр. Илариона (Алфеева). М.: ОЦАД, 2014. P. 173–187.

Assemani J. S. Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana: De scriptoribus Syris Nestorianis. Т. 3/1. Romae: Typis Sacrae Congregationis de propaganda fide, 1725.

Bardy G. Paul de Samosate: étude historique. Louvain: Spicilegium sacrum Lovaniense, 1929.

Benevich G. I. Maximus the Confessor's Polemics Against Anti-origenism: Epistulae 6 and 7 as a Context for the Ambigua ad Iohannem // Revue d'histoire ecclésiastique. 2009. Vol. 104. P. 5–15.

Bienert W. A. Die älteste Apologie für Origenes? // Origeniana quarta: Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses (Innsbruck, 2.–6. September 1985) / hrgb. von L. Lies. Innsbruck; Wien: Tyrolia-Verlag, 1987. (Innsbrucker theologische Studien; Bd. 19). S. 123–127.

Blowers P. M. The Logology of Maximus the Confessor in His Criticism of Origenism // Origeniana quinta: Historica, Text and Method, Biblica, Philosophica, Theologica, Origenism and Later Developments: Papers of the 5th International Origen Congress, Boston College, 14–18 August 1989 / ed. by R. J. Daly. Leuven: University Press, 1992. (BETL; vol. 105). 1992. P. 570–576.

Brakke D. The Egyptian Afterlife or Origenism: Conflicts over Embodiment in Coptic Sermons // Orientalia christiana periodica. 2000. Vol. 66. P. 277–293.

«Caesarea Maritima» e la scuola origeniana: multiculturalità, forme di competizione culturale e identità cristiana: Atti dell’XI convegno del Gruppo di Ricerca su Origene e la Tradizione Alessandrina 22–23 settembre 2011) / ed. O. Andrei, E. Prinzivalli. Brescia: Morcelliana, 2013. (Supplementi Adamantius; vol. 3).

Cvetkovic V. Maximus the Confessor's Reading of Origen Between Origenism and Anti-origenism // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / Ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 747–757

Daley B. E. The Origenism of Leontius of Byzantium // Journal of Theological Studies. 1976. Vol. 27. P. 333–369.

Daley B. E. What Did «Origenism» Mean in the Sixth Century? // Origeniana sexta: Origène et la Bible: actes du Colloquium Origenianum sextum, Chantilly, 30 août — 3 septembre 1993 / éd. par G. Dorival, A. Le Boulluec, M. Alexandre. Leuven: Peeters, 1995. (BETL; vol. 118). P. 627–638.

Daniélou J. L’Adversus Arium et Sabellium de Grégoire de Nysse et l’origénisme cappadocien // Recherches de science religieuse. 1966. Vol. 54. P. 61–66.

Dechow J. F. Dogma and Mysticism in Early Christianity. Epiphanius of Cyprus and the Legacy of Origen. Macon: MUP, 1975. P. 183–242.

Devreesse R. Essai sur Théodore de Mopsueste. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1948. (Studi e testi; vol. 141). P. 102–103.

Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian Mystic, and the Book of Hierotheos. Leiden: Brill, 1886. P. 28–48.

Junod É. L'«Apologie pour Origène» de Pamphile et la naissance de l'origénisme // Studia patristica. 1993. Vol. 26. P. 267–286.

Junod É. Origène et la tradition alexandrine vus par Photius dans sa Bibliothèque // Origeniana octava: Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th International Origen Congress, Pisa, 27–31 August 2001 / ed. by L. Perrone, P. Bernardino, D. Marchini. Leuven: Peeters, 2003. (BETL; vol. 164). P. 1089–1102.

Gahbauer F. R. Origenes in den Schriften des Johannes von Damaskus // Origeniana septima. Origenes in den Auseinandersetzungen des 4. Jahrhunderts / hrgb. von W. A. Bienert und U. Kühneweg. Leuven; Paris: Leuven University Press; Peeters, 1999. (BETL; vol. 137). P. 711–715.

Grillmeier A. Marco Eremita e l'origenismo // Cristianesimo nella storia. 1980. Vol. 1. P. 9–58.

Gribomont J. Marc l'Ermite et la christologie évagrienne // Cristianesimo nella storia. 1982. Vol. 3. P. 73–81.

Guillaumont A. Les «Képhalaia gnostica» d'Évagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les Grecs et les Syriens. Paris: Seuil, 1962. (Patristica Sorbonensia; vol. 5).

Halleux A., de. Philoxène de Mabbog: Sa vie, ses écrits, sa théologie. Louvain: Imprimerie orientaliste, 1963.

Heine R. E. Gregory of Nyssa's Apology for Allegory // Vigiliae christianae. 1984. Vol. 38. P. 360–370.

Hombergen D. The Second Origenist Controversy: A New Perspective on Cyril of Scythopolis' Monastic Biographies as Historical Sources for Sixth-century Origenism. Roma: Pontificio Ateneo S. Anselmo, 2001. (Studia Anselmiana; 132).

Ivánka E., von. Der philosophische Ertrag der Auseinandersetzung Maximos des Bekenners mit dem Origenismus // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1958. Bd. 7. S. 23–49.

Louth A. The «Collectio Sabbaitica» and Sixth-century Origenism // Origeniana octava: Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th International Origen Congress, Pisa, 27–31 August 2001 / ed. by L. Perrone, P. Bernardino, D. Marchini. Leuven: Peeters, 2003. (BETL; vol. 164). P. 1167–1175.

Lucchesi E. Pachôme et l'origénisme // Analecta Bollandiana. 1983. Vol. 101. P. 420–421.

Lundhaug H. Origenism in Fifth-century Upper Egypt: Shenoute of Atripe and the Nag Hammadi codices // Studia patristica. 2013. Vol. 64. P. 217–228.

Muyldermans J. Les manuscrits arméniens 120 et 121 de la Bibliothèque Nationale de Paris // Le Muséon. 1961. Vol. 74. P. 89.

Perczel I. Finding a Place for the «Erotapokriseis» of Pseudo-Caesarius: A New Document of Sixth-century Palestinian Origenism // Aram. 2006–2007. Vol. 18–19. P. 49–83.

Perczel I. God as Monad and Henad: Dionysius the Areopagite and the «Peri archon» // Origeniana octava: Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th International Origen Congress, Pisa, 27–31 August 2001 / ed. by L. Perrone, P. Bernardino, D. Marchini. Leuven: Peeters, 2003. (BETL; vol. 164). P. 1193–1209.

Perczel I. Le Pseudo-Denys, lecteur d'Origène // Origeniana septima. Origenes in den Auseinandersetzungen des 4. Jahrhunderts / hrgb. von W. A. Bienert und U. Kühneweg. Leuven; Paris: Leuven University Press; Peeters, 1999. (BETL; vol. 137). P. 673–710.

Perczel I. Pseudo-Dionysius and the Platonic Theology // Proclus et la théologie platonicienne actes du colloque international de Louvain 13–16 mai 1998) en l'honneur de H. D. Saffrey et de L. G. Westerink / ed. A. P. Segonds, C. G. Steel, H.-D. Saffrey. Leuven; Paris: Peeters, 2000. (Ancient and Medieval Philosophy; 26). P. 516–519.

Perczel I. Pseudo-Dionysius and Palestinian Origenism // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present / ed. by J. Patrich. Leuven: Peeters, 2001. (Orientalia Lovaniensia analecta; vol. 98). P. 261–282.

Perczel I. «Théologiens» et «magiciens» dans le «Corpus dionysien» // Adamantius. 2001. Vol. 7. P. 44–75.

Perczel I. Une théologie de la lumière: Denys l'Aréopagite et Evagre le Pontique // Revue d'études augustiniennes et patristiques. 1999. Vol. 45. P. 79–120.

Piliouris I. Origen's Influence on Byzantine Theology from Origen's Epinoiai of Christ to Palamism // Origeniana undecima : Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 783–795.

Pinggéra K. All-Erlösung und All-Einheit: Studien zum «Buch des heiligen Hierotheos» und seiner Rezeption in der syrisch-orthodoxen Theologie. Wiesbaden: Reichert, 2002. (Sprachen und Kulturen des christlichen Orients; Bd. 10).

Prinzivalli E. Per un'indagine sull'esegesi del pensiero origeniano nel IV secolo // Annali di storia dell’esegesi. 1994. Vol. 11. P. 433–460.

Ramelli I. Note per un’indagine della mistica siro-orientale dell’VIII secolo: Giovanni di Dalyatha e la tradizione origeniana // Ilu: revista de ciencias de las religiones. 2007. Vol. 12. P. 147–179.

Rubenson S. Origen in the Egyptian Monastic Tradition in the Fourth Century // Origeniana septima. Origenes in den Auseinandersetzungen des 4. Jahrhunderts / hrgb. von W. A. Bienert und U. Kühneweg. Leuven; Paris: Leuven University Press; Peeters, 1999. (BETL; vol. 137). P. 319–337.

Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monasticism and the Making of a Saint. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1995.

Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and His Refutation of Origenism. Roma: Herder, 1955. (Studia Anselmiana; vol. 36).

Sherwood P. Maximus and Origenism: Arche kai Telos // Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß. III, 1. München: C. H. Beck, 1958. S. 1–27.

Simonetti M. Antiochia cristiana: (secoli I–III). Roma: Instituto patristico «Agustinianum», 2016.

Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma: Instituto patristico «Agustinianum», 1975.

Simonetti M. Una nuova ipotesi su Gregorio il Taumaturgo // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1988. Vol. 24. P. 17–41.

Studer B. Theologia-Oikonomia. Zu einem traditionellen Thema in Augustins De Trinitate // Patrimonium fidei: Traditionsgeschichtliches Verstehen am Ende? Festschrift für Magnus Löhrer und Pius-Ramon Tragan / hrgb. von M. Perroni, E. Salmann. Roma: Centro studi S. Anselmo, 1997. (Studia Anselmiana; vol. 124). P. 575–600.

Thompson H. Dioscorus and Shenoute // Recueil d'études égyptologiques dédiées à la mémoire de J.-F. Champollion. Paris: Librairie ancienne Honoré Champion, 1922. P. 367–376.

Tsirpanlis C. N. The Concept of Universal Salvation in Saint Gregory of Nyssa // Studia patristica. 1982. Vol. 17/3. P. 1131–1144.

Van Bavel T. J. Recherches sur la christologie de saint Augustin l'humain et le divin dans le Christ d'après saint Augustin. Fribourg: Éditions universitaires, 1954. (Paradosis; vol. 10).

Viller M. Aux sources de la spiritualité de Saint Maxime: les oeuvres d'Evagre le Pontique // Revue d’ascétique et de mystique. 1930. Vol. 11. P. 156–184, 239–268, 331–336.

Vivian T. St. Peter of Alexandria Bishop and Martyr. Philadelphia: Fortress Press, 1988.

Загрузки

Опубликован

2021-09-15

Как цитировать

Ткачёв, Е. В. (2021). Влияние Оригена на греческую и сирийскую христианскую традицию. Метафраст, (2 (6), 105–131. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2021.6.2.005

Выпуск

Раздел

Очерки и обзоры

Категории