Влияние Оригена на западную христианскую традицию

Авторы

  • Ткачёв Евгений Викторович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.7.1.006

Ключевые слова:

Ориген, оригенизм, богословие, латинская патрология, критика оригенизма, Реформация, средневековое богословие

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления влияния Оригена на латинскую христианскую традицию IV-XV вв., богословов и мыслителей эпохи Возрождения, Реформации и Нового времени. При рассмотрении каждого периода в виде краткого обзора выявляется круг ключевых авторов и текстов, испытавших влияние Оригена в экзегетике, богословии и мистике; сопоставляются проявления двух тенденций: симпатизирующей Оригену и критикующей его неортодоксальные взгляды. Основное внимание уделяется определению путей проникновения сочинений и идей Оригена на Запад, а также генетической преемственности западноевропейской оригенистской традиции вплоть до начала XIX в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ткачёв Евгений Викторович, Московская духовная академия

магистр филологии и истории Древнего Востока, старший преподаватель кафедр филологии и богословия Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

tkevgen@gmail.com

Библиографические ссылки

Augustinus Hipponensis. De haeresibus // Sancti Aurelii Augustini Opera. Pars 13/2. De civitate Dei. Libri XI–XXII / ed. R. Vander Plaetse, C. Beukers. Turhnout: Brepols, 1959. (CCSL; vol. 46). P. 286–345.

Bayle P. Dictionnaire historique et critique. Rotterdam: R. Leers, 1697.

Cassiodorus. Institutiones // PL. T. 70. Col. 1105–1150.

Clarke S. The Scripture-doctrine of the Trinity. London: Crown in St. Paul's Church-Yard, 1712.

Conway A. Opuscula philosophica: quibus continentur Principia philosophiæ antiquissimae & recentissimae. Ac Philosophia vulgaris refutata. Amstelodami: [S.e.], 1690.

Conway A. The Principles of the Most Ancient and Modern Philosophy. London: M. Brown, 1692.

Cudworth R. The True Ιntellectual System of the Universe, Wherein All the Reason and the Philosophy of Atheism Is Confuted. London: Printed for Richard Royston, 1678.

De Bujanda J. M. Une controverse sur Origéne à la Renaissance: Jean Pic de la Mirandole et Pierre Garcia / textes présentés, traduits et annotés par H. Crouzel, Préface du P. H. de Lubac. Paris: Vrin, 1977. (De Pétrarque à Descartes; vol. 36).

Die Cambridge Origenists: George Rusts «Letter of Resolution Concerning Origen and the Chief of His Opinions»: Zeugnisse des Cambridger Origenismus / hrsg. von A. Fürst, Ch. Hengstermann. Münster: Aschendorff, 2013. (Adamantiana; vol. 4).

Doucin L. Histoire des mouvemens arrivés dans l’Église au sujet d’Origène et de sa doctrine. Paris: Leclerc, 1700.

Facundus d'Hermiane. Défense des Trois Chapitres, à Justinien. T. 4. Livres XI–XII. Contre Mocianus. Épître de la foi catholique / éd. A. Fraïsse-Bétoulières, J.-M. Clément. Paris: Cerf, 2003. (SC; vol. 499).

Génébrard G. Collectanea de Origenis vita, operibus, rebus et sententia // Origenis Adamantii.. Opera quae quidem proferri potuerunt omnia.. Parisiis: Ex Officina P. l'Huillier, 1574 [предисловие без пагинации].

Giovanni Pico della Mirandola. Opera omnia / ed. J. Reuchlin. Basileae: H. Petri, 1557.

Iohannes Scottus Eriugena. Periphyseon. Liber IV / ed. É. A. Jeauneau. Turnhout: Brepols, 2000. (CCCM; vol. 164).

Iohannes Scottus Eriugena. Periphyseon. Liber V / ed. É. A. Jeauneau. Turnhout: Brepols, 2003. (CCCM; vol. 165).

Kant I. Das Ende aller Dinge // Kants Populäre Schriften / hsgb. von P. Menzer. Berlin: Reimer, 1911. S. 291–308.

Le Clerc J. Parrhasiana, ou, Pensées diverses sur des matiéres de critique, d'histoire, de morale et de politique. Amsterdam: H. Schelte, 1701.

Leibniz G. W. Ἀποκατάστασις πάντων // Leibniz G. W. De l'Horizon de la doctrine humaine (1692). La restitution Universelle (1715). Textes inédits de Leibniz / traduits et annotés par M. Fichant. Paris: Beauchesne, 1991. P. 56–76.

Leibniz G. W. Essais de Théodicée, sur la bonté de Dieu, la liberté de l’homme et l’origine du mal. Amsterdam: I. Troyel, 1710.

Lessing G. E. Die Erziehung des Menschengeschlechts. Berlin: Voß, 1780.

Lessing G. E. Leibnitz von den ewigen Strafen // Lessing G. E. Werke und Briefe in zwölf Bänden. Bd 7. Werke 1770–1773. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2000. S.1070–1091.

More Η. A Collection of Several Philosophical Writings. London: J. Flesher, 1662.

More H. Divine Dialogues, Containing Sundry Disquisitions & Instructions Concerning the Attributes and Providence of God.. London: J. Flesher, 1668.

Mosheim J. L. De turbata per recentiores Platonicos Ecclesia Commentatio. Bucholtz: A. H. Faust, 1725.

Noris E., de. Historia Pelagiana, et Dissertatio de synodo V oecumenica in qua Originis ac Theodosi Mopsuesteni pelagiani erroris auctorum justa damnatio.. describitur. Lovanii: Henricum Schelte, 1702.

Origenes Humanista: Pico della Mirandolas Traktat «De salute Origenis disputatio» / hrsg. von

Fürst, Ch. Hengstermann. Münster: Aschendorff, 2015. (Adamantiana; vol. 5). Origenis in Sacras Scripturas commentaria quaecunque Graece reperiri potuerunt. Pars prior.

Cui idem praefixit Origeniana, Tripartitum opus, quo Origenis narratur vita, doctrina excutitur, scripta recensentur / ed. P. D. Huetius. Rothomagi: J. Berthelini, 1668.

Parker S. A Free and Impartial Censure of the Platonick Philosophie: Being a Letter. Oxford: W. Hall, 1666.

Petersen J. W. Evangelium aeternum: Das ewige Evangelium der Allgemeinen Wiederbringung Aller Creaturen. Offenbach am Main: Pamphilia, 1699.

Petersen J. W. Μυστήριον ἀποκαταστάσεως πάντων. Offenbach am Main: Pamphilia, 1700.

Petrus Abaelardus. Epistola 7 // PL. T. 178. Col. 225–256.

Petrus Abaelardus. Sermo 31 // PL. T. 178. Col. 569–573.

Sancti Aureli Augustini Opera. T. 8. Pars 2: De perfectione iustitiae hominis; De gestis Pelagii; De gratia Christi et de peccato originali libri duo; De nuptiis et concupiscentia ad Valerium Comitem libri duo / ed. K. F. Urba, J. Zycha. Vindobonae: Hölder; Pichler; Tempsky, 1902. (CSEL; vol. 42).

Sancti Aurelii Augustini Opera. Pars 14/2. De civitate Dei. Libri XI–XXII / ed. B. Dombart, A. Kalb. Turhnout: Brepols, 1955. (CCSL; vol. 48).

Sancti Aureli Augustini Opera. Sectio II. Pars I/2: Ep. 31–123. Pragae; Vindobonae; Lipsiae: Tempsky, 1895. (CSEL; vol. 34/2).

Sancti Eusebii Hieronymii Εpistulae. Pars 3. Epistulae CXXI–CLIV / ed. I. Hilberg. Vindobonae: F. Tempsky, 1918. (CSEL; vol. 56).

Smith J. Select Discourses. As Also a Sermon Preached by S. Patrick at the Author's Funeral. London: J. Worthington, 1660.

Altaner B. Augustinus und Origenes: eine quellenkritische Untersuchung // Historisches Jahrbuch. 1951. Bd. 70. S. 15–41.

Artemi E. The Influence of Origen on John Scottus Eriugena Concerning «the Return of all Things to God» // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 597–611.

Autonomie und Menschenwürde: Origenes in der Philosophie der Neuzeit / hsgb. von A. Fürst, C. Hengstermann. Münster: Aschendorff, 2012. (Adamantiana; vol. 2).

Bellucci E. Johann Wilhelm and Johanna Eleonora Petersen's Eschatology in Context. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2022.

Bostock G. The Influence of Origen on Pelagius and Western Monasticism // Origeniana septima: Origenes in den Auseinandersetzungen des 4 Jahrhunderts / hsgb. von W. A. Bienert, U. Kühneweg. Leuven; Paris: Leuven University Press, 1999. (BETL; vol. 137). P. 381–396.

Brésard L. Bernard et Origène commentent le Cantique // Collectanea Cisterciensia. 1982. Vol. 44.2. P. 111–130.

Brogi S. Teologia senza verità: Bayle contro i «rationaux». Milano: Franco Angeli, 1998. (Filosofia e scienza nel Cinquecento e nel Seicento. Serie 1: Studi; vol. 48).

Crouzel H. Une controverse sur Origène à la Renaissance, Jean Pic de La Mirandole et Pierre Garcia. Paris: J. Vrin, 1977.

Cunico G. Da Lessing a Kant la storia in prospettiva escatologica. Genova: Marietti, 1992.

Dechow J. F. Origen's Shadow over the Erasmus/Luther Debate, Part 2 // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). 2016. P. 367–394.

Elliott M. W. Tracing the Romans Commentary of Origen in Abelard's: Appearance and Reality // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 415–429.

Erculei E. Origen in the Philosophy of Giordano Bruno // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 395–403.

Falla C. L'Apologie d'Origène par Pierre Halloix (1648). Liège: Presses universitaires de Liège, 1982. (Bibliothèque de la Faculté de philosophie et lettres de l'Université de Liège; vol. 238).

Fichant M. Ewige Wiederkehr oder unendlicher Fortschritt: Die Apokatastasisfrage bei Leibniz // Studia Leibnitiana. 1991. Bd. 23. S. 133–150.

Fürst A. Origenes und sein Erbe in Orient und Okzident. Münster: Aschendorff, 2011. (Adamantiana; vol. 1);

Gavin J. «Nothing is Liable to Destruction»: John Scottus Eriugena's Justification of an Origenian Principle // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 587–595.

Georges T. «Summus christianorum philosophorum»: Origen as Christian Philosopher in Peter Abelard // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 431–440.

Godin A. Érasme lecteur d'Origène. Paris: Librairie Droz, 1982. (Travaux d'humanisme et renaissance; vol. 190).

Godin A. Une lecture sélective d'Origène à la Renaissance: Erasme et le Peri Archôn // Origeniana: premier colloque international des études origéniennes, Montserrat, 18–21 septembre 1973 / ed. H. Crouzel, G. Lomiento, D. Rizk. Bari: Istituto di letteratura cristiana antica, 1975. (Quaderni di «Vetera Christianorum»; vol. 12). P. 83–95.

Gregory T. L'escatologia di Giovanni Scoto // Studi medievali. 1975. Vol. 16. P. 497–535.

Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Bd. 1. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1979. S. 568–571.

Grossi V. A proposito della presenza di Origene in Praedestinatus. Il cristianesimo latino del sec. V tra Origene e Agostino // Augustinianum. 1986. Vol. 26. P. 229–240.

Grossi V. L'origenismo latino negli scritti agostiniani: dagli origenisti agli origeniani // Augustinianum. 2006. Vol. 46. P. 51–88.

Guglielmetti R. E. «Origenes: osculetur me osculo oris sui». Le père (difficile) du Cantique des Cantiques au Moyen Âge latin // Transmission et réception des Pères grecs dans l'Occident, de l'Antiquité tardive à la Renaissance : entre philologie, herméneutique et théologie : actes du colloque international organisé du 26 au 28 novembre 2014 à l'Université de Strasbourg / ed. E. Prinzivalli, F. Vinel, M. Cutino, I. Perée. Paris: Institut d'études augustiniennes, 2016. P. 135–158.

Guillaumont A. Les «Képhalaia gnostica» d'Évagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les Grecs et les Syriens. Paris: Éditions du Seuil, 1962. (Patristica Sorbonensia; vol. 5).

Heil U. Orosius, Augustine and the Origenist Controversy in the West: Some Observations on the Commonitorium of Orosius // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). 2016. P. 525–543.

Hengstermann Ch. Divine Fate Moral and the Best of All Possible Worlds: Origen’s Apokatastasis Panton in Cambridge Origenism and Enlightenment Rationalism // Modern Theology. 2022. Vol. 38.2. P. 419–444.

Hutton S. Anne Conway: A Woman Philosopher. New York: Cambridge University Press, 2004.

Krüger M. Ichgeburt: Origenes und die Entstehung der christlichen Idee der Wiederverkörperung in der Denkbewegung von Pythagoras bis Lessing. Hildesheim, Zürich; New York: Olms, 1996. (Philosophische Texte und Studien; Bd. 42).

Leclercq J. Origène au XIIe siècle // Irénikon. 1951. Vol. 24. P. 425–439.

Lettieri G. Origenismo (in Οccidente, secc. VII–XVIII) // Origene: dizionario / ed. A. Monaci Castagno. Roma: Città Nuova, 2000. P. 307–322.

Louth A. The Reception of Origen's Thought in Western Mysticism // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 615–628.

Lubac H., de. La controverse sur le salut d'Origène à l'époque moderne // Bulletin de littérature ecclésiastique. 1982. Vol. 83. P. 5–29.

McGinn B. The Spiritual Heritage of Origen in the West: Aspects of the History of Origen's Influence in the Middle Ages // Origene maestro di vita spirituale / a cura di L. F. Pizzolato. Milano: Vita e pensiero, 2001. (Studia patristica Mediolanensia; vol. 22). P. 263–289.

Micaelli C. L'anima di Cristo nella teologia occidentale tra il quarto e il sesto secolo. Tracce della presenza di Origene // Augustinianum. 1986. Vol. 26. P. 261–272.

Mathieu J.-M. Huet et Origène // Pierre-Daniel Huet (1630–1721): Actes du Colloque de Caen, 12–13 novembre 1993 / ed. S. Guellouz. Paris; Seattle; Tübingen: Papers on Papers on French Seventeenth Century Literature, 1994. P. 229–236.

«Mind senior to the World»: stoicismo e origenismo nella filosofia platonica del Seicento inglese / ed. M. Baldi. Milano: Franco Angeli, 1996. (Filosofia e scienza nel Cinquecento e nel Seicento. Serie 1: Studi; vol. 46).

Outrata F. Differing Defenders of Free Will: Possible Oginenian Influences in Julian of Aeclanum // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 489–500.

Pouderon B. La réception d'Origène à la Renaissance: pour une typologie // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International. Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 339–366.

Ramelli I. L. Origen in Augustine: A Paradoxical Reception // Numen. 2013. Vol. 60. P. 280–307.

Ramelli I. L. The Reception of Origen's Ideas in Western Theological and Philosophical Traditions // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). 2016. P. 443–467.

Rapetti E. Between History and Hagiography: Origen in French Jansenism Perspectives on Origen and the History of His Reception / hsgb. von A. Fürst. Münster: Aschendorff, 2021. (Adamantiana; vol. 21). P. 279–296.

Rapetti E. Pierre-Daniel Huet's Origeniana. Origenian Scholarship in Early Modern France // Origenes in Frankreich: die Origeniana Pierre-Daniel Huets / hsgb. von A. Fürst. Münster: Aschendorff, 2017. (Adamantiana; vol. 10). P. 35–74.

Rapetti E. «Res Origenis referre»: gli Origeniana di Pierre-Daniel Huet e il loro contesto storicoculturale // Adamantius. 2012. Vol. 18. P. 251–282.

Rapetti E. The Contribution of Pierre-Daniel Huet to the Modern Study of Origen // The Oxford Handbook of Origen / ed. R. E. Heine, K. J. Torjesen. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 531–545.

Rapetti E. The 17th-century French Debates on Origen's Biography // Origeniana undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: Papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August 2013 / ed. A.-C. Jacobsen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2016. (BETL; vol. 279). P. 47–65.

Savigni R. Alcune considerazioni sulla fortuna di Origene nella cultura carolingia: le opere esegetiche di Rabano Mauro // Studi e ricerche sull'Oriente cristiano. 1992. Vol. 15. P. 67–86.

Schär M. Das Nachleben des Origenes im Zeitalter des Humanismus. Basel; Stuttgart: Helbing & Lichtenhahn, 1979.

Sfameni Gasparro G. Agostino di fronte alla «eterodossia» di Origene: un aspetto della questione origeniana in Occidente // Augustiniana. 1990. Vol. 40. P. 219–243.

Sfameni Gasparro G. Origene e la tradizione origeniana in Occidente: letture storico-religiose. Roma: LAS, 1998. (Biblioteca di scienze religiose; vol. 142).

Studer B. Origenismo (in Occidente, secc. IV–VI) // Origene: dizionario / ed. A. Monaci Castagno. Roma: Città Nuova, 2000. P. 302–307.

Studer B. Zur Frage des westlichen Origenismus // Studia patristica. 1966. Vol. 9/3. P. 270–287.

Terracciano P. Tra Atene e Alessandria. Origene nella Theologia Platonica di Marsilio Ficino // Viator. 2011. Vol. 42. P. 265–294.

Tondini R. Origene bizantino. I Commenti a Matteo e Giovanni da Mistrá a Venezia // Adamantius. 2016. Vol. 22. P. 398–415.

Trapé A. Nota sul giudizio di S. Agostino su Origene // Augustinianum. 1986. Vol. 26. P. 223–227.

Walker D. P. The Decline of Hell: Seventeenth-century Discussions of Eternal Torment. Chicago: University of Chicago Press, 1964.

Загрузки

Опубликован

2022-09-15

Как цитировать

Ткачёв, Е. В. (2022). Влияние Оригена на западную христианскую традицию. Метафраст, (1 (7), 112–139. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.7.1.006

Выпуск

Раздел

Очерки и обзоры

Категории