Искушение Василия Фивейского: концепция человека в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»
DOI:
https://doi.org/10.31802/WI.2021.5.3.003Ключевые слова:
творчество Леонида Николаевича Андреева, повесть , искушение, концепция человекаАннотация
Цель статьи — рассмотреть сюжет и образно-символическую систему повести Леонида НиколаевичаАндреева «Жизнь Василия Фивейского», а также выявить авторскую концепцию человека на материале данного произведения. Основу методологии исследования составляет системный подход к анализу поэтики художественного произведения в контексте православной культурной традиции. Исследуется сюжет, мотивы, образы, символика повести и предпринимается попытка выявления концепции человека на данном материале. В повести выстраивается следующая концепция человека: человек — храм, в котором существуют два начала: свет и тьма (любовь и инстинкт, гармония и хаос, жизнь и смерть, добро и зло). Первоначально в человеке живут только свет и гармония, но вследствие давления внешней тьмы и внутренних искушений в храм проникают тьма и хаос, которые и разрушают светлые начала, а вместе с ними и сам храм, и самих себя.
Скачивания
Библиографические ссылки
Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. T. 1: Рассказы 1898–1903 гг. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; вступ. статья А. Богданова; сост. и подгот. текста В. Александрова и В. Чувакова; коммент. В. Чувакова. М.: Художественная литература, 1990.
Андреев Л. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. / тексты подгот., коммент. сост.: В. Н. Быстров и др.; ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, Лидсский ун-т (Великобритания) [и др.]. Москва: Наука, 2007.
Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.; Л.: Художественная литература, 1962.
Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Кн. 5: Январь. М.: Ковчег, 2010.
Горький и Леонид Андреев: неизданная переписка / ред. И. С. Зильберштейн; ИМЛИ АН СССР. М.: Наука, 1965. (Литературное наследство; т. 72).
Письма Леонида Андреева к М. П. Неведомскому // Искусство. 1925. № 2. С. 265–271.
Афонин Л. Н. Леонид Андреев. Орёл: Орловское книжное изд., 1959.
Афонин Л. Н. «Исповедь» А. Аполлова как один из источников повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Андреевский сборник: исследования и материалы / науч. ред. Л. Н. Афонин. Курск: б. и., 1975. С. 90–101.
Бабичева Ю. В. Леонид Андреев толкует Библию // Наука и религия. 1969. № 1. С. 41–42.
Волжский В. Литературные письма. О голосах критики по поводу «Жизни Василия Фивейского» Леонида Андреева // Голос юга. 1904. 14 дек. № 9. С. 1.
Вологина О. В. Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца XIX — начала XX веков: дис. канд. филол. наук. Орёл, 2003.
Волошин М. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева. Лики творчества // Волошин М. Проза 1906–1916. Очерки, статьи, рецензии. М.: Эллис Лак, 2003. С. 39−48.
Гусева Т. К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Филологические науки». 2012. № 2. С. 14–26.
Демидова С. А. Леонид Андреев: писатель-философ (реконструкция «архива эпохи») // Культурология. 2009. № 1 (48). С. 127–135.
Заяц С. М. Леонид Андреев как темно-светлый лик Серебряного века // Вестник славянских культур. 2017. Т. 46. С. 185–191.
Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева. Л.: ЛГУ, 1976.
Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. М.: Скифы, 1991.
Келдыш В. А. О «серебряном веке» русской литературы. Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010.
Короленко В. Г. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. Пг.: Тов-во А. Ф. Маркс, 1914.
Мережковский Д. С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991.
Минский Н. М. Абсолютная реакция: Леонид Андреев и Мережковский // Д. С. Мережковский: Pro et Contra: Антология / под ред. А. Н. Николюкина. СПб.: Изд. РХГА, 2001. (Pro et Contra (Русский путь)).
Михеичива Е. А. Мотив воскресения в творчестве Леонида Андреева // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 1. С. 68–79.
Пильский П. О Леониде Андрееве. СПб.: Прогресс, 1910.
Плешков А. А. Тропами экзистенциализма: Леонид Андреев как философский писатель // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 109–119.
Пращерук Н. В. Несостоявшийся диалог: Ф. Достоевский и Л. Андреев // Диалоги классиков — диалоги с классикой: сб. науч. ст. Вып. 4: Эволюция форм художественного сознания. Екатеринбург: Уральский ГУ, 2014. С. 345–365.
Рафикова Э. Ф., Курочкина А. В. Образы-символы света и ночи в повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Литературоведение, лингвистика и коммуникативистика. Направления и тенденции современных исследований. Материалы всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции (Уфа, 16 декабря 2016 г.). Уфа: БашГУ, 2017. С. 41–42.
Розанов В. В. Литературные новинки («Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева). СПб.: Лань, 2013. С. 3.
Романчева Л. Ю. Аполлов // ПЭ. 2008. Т. 3. С. 65.
Рубан А. А. Мифопоэтика и интертекст прозы Л. Андреева: дис. канд. филол. наук. Харьков, 2002.
Смоголь Н. Н. Мятежный век, мятущийся дух, тревожащее слово (о новых исследованиях творчества Леонида Андреева) // Учёные записки Орловского государственного университета. № 3 (72). 2016. С. 355–356.
Фатов Н. Н. Молодые годы Леонида Андреева. М.: Земля и фабрика, 1924.
Фотиадис Д. К. Концепция личности в творчестве Л. Н. Андреева и М. А. Булгакова: художественный неомифологизм и проблема амбивалентности характера: дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2008.
Худзиньска-Паркосадзе А. Библейские мотивы в прозе Леонида Андреева // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 8. 2009. С. 53–58.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.