О журнале

Глубокоуважаемые читатели!
Перед вашим взором подготовленный силами преподавателей кафедры филологии МДА и учащихся-магистрантов при кафедре по профилю «Русская духовная словесность» журнал «Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия». Мы с радостью и трепетом перед вашей строгостью представляем его вам.

По давней традиции хотелось бы, прежде всего, дать пояснения относительно названия нашего журнала.

Первая его часть подразумевает, что все причастные к деятельности кафедры филологии лица, специализирующиеся в области языкознания, литературоведения и богословия, опираются в своих конкретных исследованиях на опыт отношения к тексту с точки зрения основных и вспомогательных филологических дисциплин. Исследовательские цели в каждом конкретном случае могут быть разными. Однако определяться они должны результатами именно филологической интерпретации текста как феномена словесного творчества. В этом отношении нам интересно всё: история и атрибуция (если автор неизвестен) текста, языковые и стилистические особенности, литературные приёмы, сюжетно-композиционная, идейно-тематическая, художественная специфика, разные — явные и прикровенные — смысловые уровни и ассоциации; авторская — идеологическая, аксиологическая, эстетическая — позиция, связь памятника с культурно-историческим контекстом и литературной традицией, старое и новое в его форме и содержании, его место, роль и значение в литературном процессе, проблемы его восприятия, толкования, актуализации и научного издания.

Вторая часть названия журнала определяет круг наших предметных интересов, но в весьма общих контурах. Действительно, понятие «христианское литературное наследие» подразумевает широчайшее поле источников для обозрения и осмысления. Но приоритетным для нас является всё же изучение письменного и печатного наследия Slavia Ortodoxa и Русской Православной Церкви в виде переводных и оригинальных творений от древности до наших дней, русская светская и духовная литература XVIII–XX вв., церковнославянский, древнерусский и современный русский языки. Конкретно нам интересен дух христианства, точнее дух православного мировидения и мироотношения, объемлющий, пронизывающий и питающий словесное творчество и литературную речь прошлого и настоящего, то именно как, в какой форме, с какой сутью и силой он отразился и отражается в них. При этом мы, разумеется, открыты также для научных материалов по схожей проблематике, связанных с исследованием христианской словесности в иноязычных, не-славяно-русских, культурных традициях, но обусловленных православием как системой ценностей.

«И радость, и утешение в науках», — сказал когда-то враг христианства Плиний Младший. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — уточнил спустя века преподобный Иоанн Дамаскин. Конечный же вывод принадлежит святителю Филарету (Дроздову): «Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем».
В. М. Кириллин