Раскольническая деятельность и литературные труды Доната Карфагенского

Авторы

  • Кечкин Иоанн, священник Московская духовная академия

Ключевые слова:

Донат Карфагенский, Донат Великий, Донат из Казы Нигры, донатизм, северо-африканский раскол

Аннотация

Статья посвящена анализу деятельности раскольника Доната Великого (ок. 270 – 355) и степени его участия в образовании донатистской схизмы в Северной Африке. На основе современных историографических исследований автор рассматривает вопрос об упоминании в источниках двух раскольников под одним именем: Доната из Казы Нигры и Доната Карфагенского, принимая вслед за большей частью современных исследователей, основывавшихся на свидетельстве первого историка донатизма Оптата Милевийского, версию о том, что это одно лицо. Автор подробно реконструирует жизнь и деятельность Доната Карфагенского, доказывая, что именно он являлся инициатором раскольнического движения и что первоначальный донатизм вдохновлялся личностью этого неординарного предводителя. Рассматриваются сведения об общирном, но несохранившемся литературном творчестве Доната, в котором Донат пытался защитить собственный раскол, проявив себя скорее в качестве церковного политика, чем богослова, из которого известно лишь о двух наименованиях: его «Послании о крещении» и трактате «О Святом духе». Согласно заключению автора, дошедшие до нас сведения о жизни Доната указывают именно на него, как на главу раскольников, свидетельствуя о нем, как о честолюбивом, амбициозном церковном деятеле, слепо верящем в правоту своего раскола, злом гении для православных христиан Карфагенской Церкви.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Кечкин Иоанн, священник, Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии
141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961.

Кечкин И. Э., свящ. Св. Оптат епископ Милевитский как церковный историк донатизма. Кандидатская диссертация. Сергиев Посад, 2010.

Киприан (Керн), архим. Патрология. М., 1996.

Кутепов Н. О расколе донатистов. Казань, 1884.

Робертсон Дж. История Христианской Церкви/Пер. А. П. Лопухин. СПб., 1890. Т. 1.

Степанцов С. В., Фокин А. Р. Августин // ПЭ. 2000. Т. 1. С. 93-109.

Ткаченко А. А. Донатизм // ПЭ. 2007. Т. 15. С. 654-657.

Фаррар Ф. Жизнь и труды Святых Отцов. СПб., 1903. Т. 2.

Alexander J. S. The Motive for a Distinction between Donatus of Carthage and Donatus of Casae Nigrae // JThS. 1980. Vol. 31. P. 540-547.

Aland K. Kirchengeschichte in Lebensbildern. B., 1954.

Audollent A. Carthage romaine, 146 avant Jésus-Christ -698 après Jésus-Christ. Paris, 1901.

Backhouse E. Early Church history to the death of Constantine. L., 1906.

Bareille G. Donat 1 // DTC. 1924. Vol. 4. P. 1687-1689.

Bareille G. Donat 2 // DTC. 1924. Vol. 4. P. 1689-1692.

Barnes T. D. The Beginnings of Donatism // JThS. 1975. Vol. 26. Р. 13-22.

Chapman J. Donatists // The Catholic Encyclopedia. N. Y., 1909. Vol. 5. Р. 121-129.

Chapman J. Donatus the Great and Donatus of Casae Nigrae // RB. 1909. Vol. 26. P. 13-23.

Duchesne L. Le dossier du donatisme // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1890. Vol. 10. № 1. Р. 589-650.

Duff D. The early church: a history of Christianity in the first six centuries. Edinburgh, 1891.

Faul D. Donatism // The New Catholic Encyclopedia. Washington, 2003. Vol. 4. P. 681-684.

Frend W. H. C. The Donatist Church. A Movement of protest in Roman North Africa. Oxford. 1952.

Daniélou J. Nouvelle histoire de l'Eglise. Paris, 1963.

Grasmuck E. L. Coercitio; Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964.

Kidd B. J. A history of the Church to a.d. 461. Oxford, 1922. Vol. 2.

Meslin M., Hadot P. A propos du Donatisme // Archives des sciences sociales des religions. 1957. Vol. 4. № 1. P. 143-148.

Monceax P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne depuis les origines jusqu'a l'invasion arabe. Paris, 1912. Vol. 4. Le donatisme.

Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne depuis les origines jusqu'a l'invasion arabe. Paris, 1920. Vol. 5. Saint Optat et les premiers ecrivains donatistes.

Perrodil V. Dictionnaire des hérésies, des erreurs et des schismes. Paris, 1845.

Pincherle A. Donato // EC. 1950. Vol. IV. P. 1856.

Veer A. C. de. Pец. на Barnes 1975 // REA. 1976. Vol. 22. P. 353-355.

S. Optati Milevitani libri VII/Ed. К. Ziwsa. Vindobonae, 1893 (CSEL 26). Р. 230-231.

Иероним Стридонский, блж. 1879 -Иероним Стридонский, блж. О знаменитых мужах // Творения. К., 1879. Ч. 5. С. 283-344.

Загрузки

Опубликован

2016-06-15

Как цитировать

(1)
Кечкин, И. Раскольническая деятельность и литературные труды Доната Карфагенского. БВ 2016, 169-184.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)