Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I

Авторы

  • Дионисий (Шленов), игумен Московская духовная академия

Ключевые слова:

аскетика, Студийский монастырь, добродетели, главная добродетель, символика числа четыре, аретология

Аннотация

В XI в. монах Студийского монастыря прп. Никита Стифат в аскетико-богословском корпусе своих сочинений неоднократно пользовался выражениями «главные добродетели» и «главные страсти». В статье делается попытка раскрыть смысл выражения«главные добродетели», систематизировать представления автора о четырех главных добродетелях, известных ему от античной традиции через посредство христианских авторов, продолжавших и далее свободно пользоваться этим выражением. Общий контекст позволяет выявить своеобразие автора, который сравнивает «четыре главные добродетели» с четырехчастностью человеческой души как великого мира по сравнению с внешним, малым, миром, состоявшим, согласно античным представлениям, из четырех первоэлементов. Особо рассматривается еще более детализированное сравнение четырех добродетелей с четырьмя способностями высшей части души - разума. Наряду с этим, автор сопоставляет пять чувств тела и пять разумных сил души. Для прп. Никиты четыре главные добродетели являются основополагающими, что не исключает особого внимания автора к ряду других ключевых добродетелей, таких как смирение и любовь. Учение о четырех главных добродетелях отсутствует в корпусе сочинений учителя прп. Никиты - прп. Симеона Нового Богослова, что сильнее подчеркивает более«школьный» и компилятивный характер наследия Стифата. Учение Стифата рассматривается в контексте античной и византийской литературы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дионисий (Шленов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники

Athanasius Alexandrinus. Contra gentes // Athanasius. Contra gentes and de incarnatione / ed. R. W. Thomson. Oxford: Clarendon Press, 1971. P. 2–132.

Aristoteles. De anima // Aristotle. De anima / ed. W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1961 r1967). P. 402a1–435b25.

Basilius Caesariensis. Epistulae // Saint Basile. Lettres, 3 vols. / ed. Y. Courtonne. P.: Les Belles Lettres, 1957. Vol. 1. P. 3–219.

Gregorius Nazianzenus. De Spiritu Sancto // Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden // hrsg. von J. Barbel. Düsseldorf: Patmos-Verlag, 1963. S. 218–276.

Gregorius Nazianzenus. In Theophania oratio 38, 11 // PG. T. 36. Col. 312–333.

Gregorius Nyssenus. De paradiso [Sp.] // Gregorii Nysseni Opera, suppl. / hrsg. von H. Hörner. Leiden: Brill, 1972. S. 75–84.

Joannes Chrysostomus. De non judicando proximo [Sp.] // PG. T. 60. Col. 763–766.

Joannes Damascenus. Expositio fidei // Expositio fidei // Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 / hrsg. von P. B. Kotter. B.: De Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12). S. 3–239.

Maximus Confessor. Quaestiones et dubia // Maximi Confessoris Quaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout: Brepols, 1982. (CCSG; vol. 10). P. 3–170.

Nicetas Stethatus. Centuria // PG. T. 120. Col. 851–1010.

Nicetas Stethatus. Epistula 2 ad amicum // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961. (SС; vol. 81). P. 58–63.

Nicetas Stethatus. De anima // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961. (SС; vol. 81). P. 64–153.

Nicetas Stethatus. De paradiso // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961. (SС; vol. 81). P. 154–227.

Nilus Ancyranus. Epistulae // PG. T. 79. Col. 82–582.

Procopius. Catena in Ecclesiasten (e cod. Marc. gr. 22) // Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten necnon Pseudochrysostomi commentarius in eundem Ecclesiasten / ed. S. Leanza. Turnhout: Brepols, 1978. (CCSG; vol. 4). P. 5–39.

Ps.-Plutarchus. Placita philosophorum (874d–911c) // Plutarchi Moralia / ed. J. Mau. Vol. 5.2.1. Leipzig: Teubner, 1971. S. 50–153.

Переводы

Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов). Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2011.

Добротолюбие на славянском языке. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. Добротолюбие в русском переводе. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1900. Т. 5.

Литература

Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 108–114.

Воронцов С. А. Рец. на: Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston: Brill, 2011. VIII, 361 p. // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. № 3 (41). С. 146–149.

Дионисий (Шленов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 341–362.

Дионисий (Шленов), игум. Фрагмент о приобщении мудрости и знанию в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата и его контекст // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 199–236.

Дионисий (Шленов), игум. Принцип «Познай себя» у прп. Никиты Стифата в контексте византийской традиции // БВ. 2018. № 28. Вып. 1. С. 96–126.

Дионисий (Шленов), игум. Учение о четырех родовых добродетелях в трактате «De virtutibus et passionibus», приписываемом прп. Ефрему Сирину, в контексте греческой патристической традиции // Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы Четвертой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 года // Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). М., 2019. С. 352–364.

Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston: Brill, 2011.

Becker M. Die Kardinaltugenden bei Cicero und Ambrosius: De officiis. Basel: Schwabe, 1994.

Bovendeert J. Kardinale deugden gekerstend. De vier kardinale deugden vanaf Ambrosius tot het jaar 1000. Nijmegen: Radboud Universiteit, 2007.

Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford; New York: Oxford University Press, 2004.

Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford: Claredon Press, 1961–1996.

Mähl S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Koln: Bohlau Verlag, 1969.

O’Connell. Cardinal virtues. Boston (Massachussetts), 1918.

Pieper J. The Four Cardinal Virtues Prudence, Justice, Fortitude, Temperance. New York: Harcourt, Brace and World, Inc., 1965.

Загрузки

Опубликован

2020-12-25

Как цитировать

(1)
Шленов, Д. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I. БВ 2020, 192–209.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории