Смирение и смиренномудрие. О соотношении понятий и причинах создания нового термина
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-18-19-118-135Ключевые слова:
смирение, смиренномудрие, смиренные, кроткие, нищие духом, заповеди блаженства, христианское нравственное учение, Священное Писание, античность, Ветхий Завет, Новый ЗаветАннотация
В статье исследуется соотношение понятий смирения и смиренномудрия и делается попытка понять причины появления нового термина «смиренномудрие». Смирение – ветхозаветная и христианская добродетель, не известная античности. В греческой античности соответствующее понятие ταπείνωσις имело преимущественно отрицательное значение. В Ветхом Завете соответствующие еврейские слова anaw и anawa передавались, в зависимости от контекста, различными словами: «нищий», «угнетенный», «кроткий» и др. В Новом Завете добродетель смирения переходит в разряд главных. По-видимому, это и послужило основной причиной создания нового специального термина для обозначения этой добродетели, каковым стало смиренномудрие. Его отличие от смирения в том, что смиренномудрие – слово чисто христианского дискурса, тогда как смирение – более широкое понятие. В христианском контексте оно становится синонимом смиренномудрия. Автор делает вывод о том, что смиренномудрие является переводом на язык греческой античности нового для нее ветхо- и новозаветного понятия духовной нищеты и смирения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Грилихес Л., прот. «Блаженны нищие духом»: опыт интерпретации с учетом ветхозаветных данных // Ресурс: http://www.mpda.ru/video/text/2802761.html (Дата обращения: 3.06.2015).
Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том первый: основоположительный. Книга вторая: опыт систематического раскрытия вопроса. СПб., 1907.
Зарин С. М. Заповеди блаженства. Петроград, 1915.
Лизгунов П., иерей. Понятие смирения в античности // Материалы VI международной студенческой научно-богословской конференции. СПб., 2014.
Лизгунов П., иерей. Знала ли античность смирение // Ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/3962371.html (Дата обращения: 25.04.2015).
Шлоссер М. Смирение // Богословская антропология. Русско-православный – римско-католический словарь: издания на русском и немецком языках / прот. Андрей Лоргус, Б. Штубенраух, ред. М., 2013.
Abbott T. K. A critical and exegetical commentary on the epistles to the Ephesians and to the Colossians. New York, 1909.
Adnès P. Humilité // DSAM. 1969. Vol. 7. P. …
Albright, Mann 2008 – Albright W. F. & Mann C. S. Matthew: Introduction, translation, and notes. New Haven, L., 2008.
Barth, Blanke, Beck 2008 – Barth Moscow, Blanke H., Beck A. B. Colossians: A new translation with introduction and commentary. New Haven, L., 2008.
Cathrein Н. Haben die heidnischen Pilosophen die Demut gekannt // Zeitschrift für Aszese und Mystik. Vol. 1. Innsbruck–Wien–München, 1925/26. S. 283–288.
Davies, Allison 2004 – Davies W. D., Allison D. C. A critical and exegetical commentary on the Gospel according to Saint Matthew. L., New York, 2004.
Gauthier R.-A. Magnanimité. L'idéal de la grandeur dans la philosophie païenne et dans la théologie chrétienne. Paris, 1951.
Hagner D. A. Matthew 1–13. Dallas, 2002 (WBC 33A).
Harris, Archer, Waltke Jr. & B. K. 1999 – Harris R. L., Archer G. L., Waltke Jr. & B. K. Theological Wordbook of the Old Testament (electronic ed.). Chicago, 1999.
Hawthorne 2004 – Hawthorne G. F. Philippians. Dallas, 2004 (WBC 43).
O'Brien P. T. Colossians – Philemon. Dallas, 2002 (WBC 44).
Vincent M. R. A critical and exegetical commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon. New York, 1897.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.