Установление монархии в Древнем Израиле: историко-богословское исследование 1 Цар. 7–10. Часть I
Ключевые слова:
ветхозаветная экзегетика, Ветхий Завет, Книги Царств, Древний ИзраильАннотация
Настоящая публикация представляет читателю экзегетический комментарий на повествование из ветхозаветной книги Царств (1 Цар. 7–10), где идет речь о требовании израильтян «поставить царя» во главе народа, заменив тем
самым бытовавший до этого институт судей и теократическое правление на царскую власть, а также рассказывается об избрании первого израильского царя Саула. Автор публикации описывает ситуацию, в которой оказался израильский народ, когда потребовал от последнего судии, Самуила, назначить царя, и сравнивает эту ситуацию с положением в Месопотамии и в целом на Древнем Востоке, где институт монархии имел долгую историю и считался сакральным. Одну из важнейших причин стремления к переменам в государственном устройстве, кроме решения вопросов безопасности и благоустройства общества, автор видит в отношении к царской власти на Древнем Востоке и в самом Израиле, когда царь считался подотчетным высшей инстанции – Богу или богам, и потому народ чувствовал себя защищенным от произвола автократии. Однако именно это стало серьезным религиозным преступлением против Бога, поскольку появление царя открывало новый путь к отступлению от первой заповеди Декалога. Тем не менее уже в истории об избрании первого царя (гл. 9–10) подчеркивается, что без воли Бога появление царской власти в Израиле было бы невозможным. Избранный Богом царь был лишь представителем Господа, Который продолжал в несколько иной форме управлять Своим народом. Таким образом, в библейском повествовании усматривается как элемент богоотступничества в уклонении от прямого управления Богом, так и Промысл Божий, который направил дальнейшую историю по пути обретения угнетенным израильским народом крепких государственных институтов и позволил сохранить его идентичность.
Скачивания
Библиографические ссылки
Афанасьева 1983 – Афанасьева В. История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1. [Afanas’eva V. Istoriia vsemirnoi literatury (History of world literature). Moscow, 1983. T. 1.]
Баев, Батухина 2000 – Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие – Книга Иова / Пер. А. А. Баева, Т. Г. Батухиной и др. СПб., 2000. [Novyi Bibleiskii kommentarii: v 3 ch. Ch. 1. Vetkhii Zavet. Kniga Bytie — Kniga Iova (New Bible Commentary: in 3 parts, Chast’ 1. The Old Testament. Genesis – The Book of Job) / Per. A. A. Baeva, T. G. Batukhinoi i dr. Saint Petersburg, 2000.]
Велльгаузен 1909 – Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля / Пер. Н. М. Никольского. СПб., 1909. [Wellhausen J. Vvedenie v istoriiu Izrailia (Prolegomena zur Geschichte Israels) / Per. N. M. Nikol’skii. Saint Petersburg, 1909.]
Выдрин A., свящ. 2012 – Выдрин A., свящ. Историко-филологический анализ повествования о царе Езекии в 2 Пар. 29–32. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. богословия. Сергиев Посад, 2012. [Vydrin A., sviashch. Istorikofilologicheskii analiz povestvovaniia o tsare Ezekii v 2 Par. 29–32. Diss. na soisk. uch. st. kand. bogosloviia (Historical and philological analysis of the King Hezekiah narrative in 2 Chronicles 29–32. Candidate of Theology thesis.). Sergiev Posad, 2012.]
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.