Учение о смирении у Климента Александрийского и Оригена

Авторы

  • Лизгунов П. О., свящ. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2019-34-114-136

Ключевые слова:

христианское нравственное учение, смирение, смиренномудрие, кротость, патрология, апологеты, аскетика, Ориген, Климент Александрийский

Аннотация

Цель данной статьи — раскрыть понятие смирения у Климента и Оригена Александрийских. Для этого проводится филологический анализ употребления изучаемыми авторами слов смирение, смиренномудрие и однокоренных с ними, а также богословский анализ учения авторов о соответствующих добродетелях — в сравнении с предшествующей традицией раскрытия этой добродетели. Авторы, стоящие у истоков христианской богословской науки, обобщают сказанное прежде них о добродетели смирения и вносят собственный вклад в христианское учение о смирении. В текстах Климента и Оригена встречаются как античное словоупотребление, в котором термин «смирение» имеет уничижительный смысл, так и христианское употребление в значении нравственной добродетели. Их учение о христианских добродетелях смирения, смиренномудрия и кротости основывается на Священном Писании и содержит в себе черты учения мужей апостольских, ранних апологетов и борцов с гностицизмом. В их текстах впервые ставится вопрос о соотношении христианского и античного учений о смирении, который они пытаются решить в духе примирения античных и христианской этических систем. При этом оба автора указывают на бóльшую древность библейского учения по сравнению с учением Платона, а Климент прямо называет платоновское высказывание о добродетельном смирении заимствованием из Ветхого Завета. В ряде случаев зависимость авторов от античной мысли приводит к неточностям и натяжкам в передаче христианского нравственного учения. В частности, это проявляется в учении Климента о добродетельной гордости и в отвержении Оригеном библейских «телесных» форм смирения в пользу смирения по преимуществу интеллектуального.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Лизгунов П. О., свящ., Московская духовная академия

кандидат богословия, и.о. проректора по учебной работе Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники и переводы

Celsus. Ἀληθὴς λόγος / hrsg. R. Bader. Stuttgart: Kohlhammer, 1940. (Tübinger Beiträge zur Altertumswissenschaft; Bd. 33).

Clemens Alexandrinus. Quis dives salvetur // Clemens Alexandrinus / hrsg. O. Stählin. Bd. 3. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909. (GCS; Bd. 17). S. 159–191.

Clemens Alexandrinus. Stromata. I-VI / hrsg. O. Stählin. Bd. 2. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1906. (GCS; Bd. 15).

Clemens Alexandrinus. Stromata. VII–VIII / hrsg. O. Stählin. Bd. 3. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1909. (GCS; Bd. 17).

Clément d’Alexandrie. Le Pedagogue / ed. H. I. Marrou, M. Harl, C. Mondésert and C. Matray. Paris: Cerf, 1960, 1965, 1979. Vol. 1–3. (SC; vol. 70, 108, 158).

Origenes. Commentarii in Epistulam ad Romanos // Staab K. Neue Fragmente aus dem Kommentar des Origenes zum Römerbrief // Biblische Zeitschrift. 1928. Bd. 18. S. 74–82.

Origenes. Commentarium in Evangelium Matthaei // Origenes Werke / hrsg. E. Klostermann. Leipzig: Teubner, 1937. Bd. 10/2. (GCS; Bd. 40/2). S. 305–703.

Origène. Contre Celse / ed. M. Borret, 4 vols. Paris: Cerf, 1967–1969. (SC; vol. 132, 136, 147, 150).

Origenes. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis) // PG. T. 17. Col. 161–252.

Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150 [Dub.] // Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata / ed. J. B. Pitra. Vol. 2–3. Paris: Tusculum, 1884, 1883. Vol. 2. P. 444–483. Vol. 3. P. 1–236, 242–245, 248–364.

Климент Александрийский. Педагог / пер. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М.: Учеб.-инф. центр ап. Павла, 1996.

Климент Александрийский. Строматы / пер. под ред. Е. В. Афонасина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. Т. 2 (Книги 4-5); Т. 3 (Книги 6–7).

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / пер. с древнегреч., вступ. cт. А. Ю. Братухина. СПб: Издательство Олега Абышко, 2006.

Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2000.

Ориген. Против Цельса. Кн. 5 // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ, 1999. № 2. С. 47–62; № 3. С. 114–135; № 4. С. 99–123; 2001. № 7. С. 115–145.

Литература

Лизгунов П., иер. О блаженстве нищих духом и кротких. Создавал ли евангелист Матфей новую заповедь? // ХЧ. 2016. №. 2. С. 59–69.

Лизгунов П., иер. Понятие смирения в античности, Ветхом Завете и раннем христианстве // Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности: коллективная монография / под науч. ред. Т. П. Минченко. Томск: STT, 2016. С. 192–203.

Лизгунов П., иер. Понятие смирения у мужей апостольских и у ранних апологетов // БВ. 2019. Т. 32. № 1. С. 172–191.

Лизгунов П., иер. Смирение и смиренномудрие. О соотношении понятий и причинах создания нового термина // БВ. 2015. Т. 18–19. С. 118–135.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990.

Херасков М., прот. Послания апостольские и Апокалипсис. Истолковательное обозрение. Изд.3. Владимир на Клязьме: Типография Н. А. Паркова, 1907.

Шлоссер М. Смирение (католич.) // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь: издания на русском и немецком языках / под науч. ред. прот. Андрея Лоргуса, Б. Штубенрауха. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 511–517.

Abbott T. K. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Ephesians and to the Colossians. New York: C. Scribner’s Sons, 1909.

Adnès P. Humilité // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique: doctrine et histoire. T. 7. Paris.: Beauchesne, 1969. Col. 1136–1164.

Barth M., Blanke H., Beck A. B. Colossians: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

Blenkinsopp J. Isaiah 56–66: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven, London: Yale University Press, 2008.

Gauthier R.-A. Magnanimité. L’idéal de la grandeur dans la philosophie païenne et dans la théologie chrétienne. Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1951.

Joseph A. S. Toward a Christian Theology of Humility. PhD Thesis: Dallas Theological Seminary. Dallas, 2012. ProQuest Dissertations and Theses Database (UMI No. 3519773).

O’Brien P. T. Word Biblical Commentary. Vol. 44. Colossians-Philemon. Dallas: Word, Incorporated, 2002.

Pardue S. T. The Mind of Christ: Humility as an Intellectual Virtue in Christian Theology. PhD Thesis: Wheaton College. Wheaton (Illinois), 2011. ProQuest Dissertations and Theses database (UMI No. 3505948).

Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Ein Abriss. Freiburg im Breisgau: Herder, 1930.

Загрузки

Опубликован

2021-02-01

Как цитировать

(1)
Лизгунов, П. Учение о смирении у Климента Александрийского и Оригена. БВ 2021, 114-136.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории