Богословские аспекты творения в текстах литургий Коптской Православной Церкви

Авторы

  • Давуд Елантони (Пасилиос), иеромонах Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.48.1.011

Ключевые слова:

Коптская Православная Церковь, литургия апостола Марка, литургия свт. Василия Великого, литургия свт. Григория Богослова, богословие, творение, христианская антропология

Аннотация

Цель данной статьи — проанализировать с богословской позиции тексты литургий Коптской Православной Церкви, основываясь на известных рукописях и чинопоследованиях литургий свт. Василия Великого, апостола Марка и свт. Григория Богослова. Коптская Православная Церковь объясняет своё учение в его простом содержании: отношения человека с Богом в молитвах и церковных таинствах являются отношениями между Источником, то есть Богом, и его образом и подобием, то есть человеком. Таким образом, через эту педагогику христианская вера стала, по сути, школой молитвы и общения в божественной жизни через воплощение Слова. Литургия дала вероучительные основы для объяснения истины, поскольку она прояснила неразрывную связь между творением, воплощением, искуплением и спасением, передала нам дух всего Нового Завета и представила причины воплощения Слова и всего, что Он сделал при Cвоём вочеловечении. Так обряды и литургии продиктовали подход к объяснению вероучения, который подчёркивал, что человек есть образ Бога и создан для божественного общения. Таким образом, анализ богословия творения является начальным этапом в анализе богословия Коптской литургии. Также в статье используется сравнительно-сопоставительный анализ текстов на русском, арабском и коптском языках, который позволяет выявить терминологические особенности разных традиций, а также способствует дальнейшему развитию богословского диалога между Церквами.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Давуд Елантони (Пасилиос), иеромонах, Московская духовная академия

аспирант Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

ariaghapy@gmail.com

Библиографические ссылки

Athanasius Alexandrinus. Contra gentes // PG. Т. 25. Col. 4–96. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione Verbi // PG. Т. 25. Col. 95–197. Basilius Caesariensis. Homilia I. In principio // PG. T. 29. Col. 4A–28B. Cyrillus Alexandrinus.Commentarii in Joannem // PG. T. 73. Col. 9–1156. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis // PG. Т. 44. Сol. 125–256.

Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica // PG. Т. 45. Сol. 11–107. Gregorius Palamas. Quaestio ad illum // PG. T. 150. Col. 1102–1103. Irenaeus. Contra haereses // PG. T. 7. Col. 433–1225.

Joannes Damascenus. De haeresibus // PG. T. 94. Col. 578–789.

Origenes. De principiis // PG. T. 11. Col. 218–225.

Origenes. In Genesim // PG. T. 12. Col. 91–281.

Афанасий Великий, свт. Слово на язычников // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого архиепископа Александрийского. Ч. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная тип., 1902. С. 125–190.

Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого архиепископа Александрийского. Ч. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная тип., 1902. C. 191–263.

Василий Великий, свт. Беседа 1. На слова Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..» // ЖМП. 1972. № 1. С. 31–58.

Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. Москва: Тип. В. Готье, 1861. С. 76–222.

Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово // Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. Москва: Тип. В. Готье, 1862. С. 8–45.

Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). Москва: Паломник, 1993.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Москва: Отчий дом, 2011.

Ириней Лионский, св. Против ересей / пер. прот. П. Преображенского. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2008.

Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна // Творения святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Кн. 2. Москва: Паломник, 2001. С. 431–784.

،ﺮﺼﻣ ،ﺲﻤﺷ ﻦﻴﻋ ﺔﻌﺒﻄﻣ (ﺕﺎﺳﺍﺪﻘﻟﺍ ﺔﺛﻼﺜﻟﺍ ﺏﺎﺘﻛ)،ﺱﺪﻘﻤﻟﺍ ﻲﺟﻻﻮﺨﻟﺍ ﺏﺎﺘﻛ ،ﻱﺩﻮﻌﺴﻤﻟﺍ ﺢﻴﺴﻤﻟﺍ ﺪﺒﻋ ﺺﻤﻘﻟﺍ 1902 ﻲﻟﻭﻻﺍ ﺔﻌﺒﻄﻟﺍ [Священный служебник — книга трёх литургий: св. Василия, св. Григория и св. Кирилла / испр. и ред. Абд эль-Мэсих Салиб. Каир: Айн Шамс, 1902].

ﺱﻮﻴﻧﺎﻔﻴﺑﺃ ﺎﺒﻧﻷﺍ ،ﺔﻴﺑﺮﻌﻟﺍ ﺔﻤﺟﺮﺘﻟﺍ ﻊﻣ ﻲﻧﺎﻧﻮﻴﻟﺍ ﺺﻨﻟﺍ ،ﻱﺭﻮﻐﻳﺮﻐﻟﺍ ﺱﺍﺪﻘﻟ. [Епифаний, еп. Григорианская литургия / греческий текст с переводом на арабском языке. Каир: Монастырь св. Макария, 2015].

Порфирий (Успенский), еп. Вероучение, богослужение, чиноположение и правило церковного благочиния египетских христиан (коптов). Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1856.

Фокин А. Р. Душа // ПЭ. 2007. Т. 16. С. 447–456.

Литтл Б. Бог и бессмысленное зло. Теодицея сотворенного мироустройства. Симферополь: Диайпи, 2008.

Swinburne R. Providence and the Problem of Evil. Oxford: Oxford University Press, 2011.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

(1)
Пасилиос, Д. Е. Богословские аспекты творения в текстах литургий Коптской Православной Церкви. БВ 2023, 234-250.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)