Вышел № 3 (58) журнала «Богословский вестник» за 2025 год
Библейская экзегеза и методология
Вторая часть статьи протоиерея Бориса Тимофеева и Михаила А. Скобелева «Мотив обновления в книге пророка Исаии…» (с. 18–34) предлагает глубокий анализ того, как ключевые пророчества Исаии читаются в каноническом подходе Бреварда Чайлдса и в традиции отцов Церкви. Авторы показывают, что за внешним сходством библейских формул скрываются принципиально разные богословские горизонты: для современной библеистики обновление укоренено в истории Израиля, тогда как патристическая экзегеза видит в этих текстах прообраз эсхатологического преображения мира во Христе.
Статья священника Дмитрия Барицкого «Нарративная герменевтика и её значение для православной библейской науки» (ч. 2) (с. 35–57) вводит читателя в интеллектуальную историю «нарративного поворота» XX века. Автор не только описывает основные положения нарративной герменевтики, но и ставит вопрос о границах её применимости в православной традиции, показывая, как нарратив может быть не просто литературной формой, но способом богословского мышления.
В статье А. В. Ложкина «Священная история как модель обобщения библейских знаний» (с. 58–75) раскрывается малоизученный эпистемологический сюжет: каким образом в русской библеистике XIX — начала XX века выстраивалась целостная картина библейского знания. Автор показывает, что «священная история» была не наивным пересказом библейских событий, а осмысленной научно-образовательной моделью, соединявшей экзегезу, догматику и педагогические задачи.
Эсхатология и догматическое мышление
Статья Антала Небольсина «Две эсхатологические битвы и два лика мирового зла…» (ч. 1) (с. 76–90) предлагает оригинальное прочтение Апокалипсиса, в котором два описания финальной брани понимаются как богословски различённые ответы на разные формы зла — инерционное идолопоклонство и организованную антихристианскую систему «зверя». Такой подход позволяет избежать как буквального хилиазма, так и редукции эсхатологии к символизму.
В работе Г. К. Кутасевича «Метод „обратной перспективы“ в эсхатологических воззрениях митрополита Иоанна Зизиуласа» (с. 91–108) эсхатология предстает не как раздел догматики, а как принцип построения всей богословской системы. Автор показывает, как будущее Царство Божие у Зизиуласа определяет экклезиологию, евхаристическое понимание Церкви и персоналистскую онтологию, а также анализирует сильные и уязвимые стороны этого подхода.
Антропология, личность и общество
Статья С. А. Колесникова «Гнев Божий и социальность» (с. 109–130) смело выводит богословие в пространство общественных дискуссий. Автор рассматривает демографический кризис не только как социально-экономическую проблему, но и как симптом духовного неблагополучия, показывая, что богословие гнева Божия может предложить иной, более глубокий язык анализа социальных катастроф.
В исследовании С. В. Кравчука «Паламитское богословие в софиологической системе протоиерея Сергия Булгакова» (с. 131–147) читатель знакомится с тонкой реконструкцией того, как византийское учение о сущности и энергиях было воспринято и переосмыслено в русской религиозной философии. Автор аргументированно показывает, почему попытка синтеза паламизма и софиологии оказалась внутренне противоречивой.
Статья А. Ю. Буянова и А. Д. Пономарёва «Индивид vs личность…» (с. 148–168) обращается к одной из ключевых тем богословского персонализма XX века. Сопоставляя наследие митрополита Антония Сурожского и архимандрита Софрония (Сахарова), авторы показывают, что преодоление индивидуализма мыслится ими прежде всего как духовно-практический путь, а не как абстрактная теория.
Святоотеческая традиция и история Церкви
В статье игумена Адриана (Пашина) и В. Е. Елиманова «Учение прп. Анастасия Синаита об образе и подобии Божием» (с. 169–198) богословская антропология раскрывается как точка пересечения триадологии, христологии и сотериологии. Авторы показывают, что различие между образом и подобием не носит формального характера, а связано с динамикой обожения и жизнью Церкви.
Исследование А. Накаидзе «Влияние блж. Феодорита Кирского на „Амфилохии“ свт. Фотия» (ч. 1) (с. 199–217) демонстрирует, как византийская экзегеза сочетала уважение к авторитету предшественников с творческой свободой. Автор прослеживает, где свт. Фотий следует антиохийской традиции, а где принципиально её перерабатывает.
В третьей части цикла М. А. Горшенина «Реконструкция богословской гносеологии прп. Петра Дамаскина» (с. 218–236) рассматривается феномен духовного созерцания как высшего типа богопознания, превосходящего рациональные формы знания и укоренённого в откровении.
Статья Л. А. Карелиной «Протоиерей Александр Горский — основатель научной школы МДА» (с. 237–265) показывает, как в середине XIX века в Московской духовной академии формировалась полноценная научная среда, где экзегеза, церковная история и богословие развивались как взаимосвязанные дисциплины.
Работа протоиерея Сергия Звонарёва «Контакты Московского Патриархата с Албанской и Китайской Церквами» (с. 266–277) основана на архивных материалах и раскрывает драматическую историю церковной дипломатии в условиях жёсткого государственного давления и идеологического контроля.
Тексты, источники, традиция
Статья диакона Евгения Анисимова «Текстологические особенности дополнительных статей в списках Евангелия прп. Никона Радонежского» (с. 278–292) вводит читателя в мир рукописной культуры, показывая, как «литературный конвой» формировал богословский контекст чтения Евангелия.
Исследование иеромонаха Далмата (Юдина) и священника Иоанна Перминова «Византийские и славяно-русские акафисты…» (с. 293–316) существенно расширяет источниковую базу изучения акафистной традиции и реконструирует процесс её становления на Руси как сложный и многоэтапный.
Практическая теология и право
В статье А. Р. Айрапетова и О. Л. Васильева «Анализ взаимодействия православной практической теологии и юридической науки» (с. 317–335) категория справедливости рассматривается как точка пересечения богословского и правового мышления, что позволяет по-новому взглянуть на основания современной российской правовой культуры.
Статья Н. С. Семёновой «„Церковное право“ v. „каноническое право“…» (с. 336–353) подводит итоги многолетней дискуссии в церковно-правовой науке и предлагает концептуально выверенное различение понятий, актуальное для современных правовых реалий.
Рецензии
Номер завершается рецензиями О. В. Шаршуковой, Р. С. Соловьёва и А. С. Куприна на «Учебник христианской латыни» А. Г. Следникова (с. 354–371) и В. А. Тулянова на учебное пособие А. Ю. Полунова по истории государственно-конфессиональных отношений в России (с. 372–381).
Вышедший в 2025 году третий номер (№ 3/58) «Богословского вестника» Московской духовной академии стал значимым событием для научного сообщества, интересующегося православной теологией. Это издание, продолжающее традиции журнала с 1892 года, насчитывает 382 страницы и фокусируется на ключевых аспектах библеистики, богословия, патрологии, церковной истории и практической теологии. Выпуск подчеркивает преемственность святоотеческих традиций с современными интерпретациями, делая его ценным для студентов, исследователей и клириков.





