В издательстве МДА вышел 54-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

2025-01-02

В издательстве Московской духовной академии вышел 54-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», третий за 2024 год.

Номер содержит 19 статей по самым разным тематикам:

  • библеистике,
  • богословию и философии,
  • русской патрологии,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • православно-англиканским отношениям,
  • истории Поместных Православных Церквей,
  • церковному искусству и археологии,
  • русской литературе,
  • религиоведению,
  • религиозной философии и
  • практической теологии.

В этом номере:

Протоиерей Константин Польсков предлагает статью «О возобновлении Завета в Священном Писании: метод богословского соотнесения как герменевтический инструмент». Несмотря на то, что в Священном Писании многократно повторяется обетование Творца о вечном Завете с людьми, в нём по причине отступления израильтян и их неспособности быть верными союзу с Богом также не раз встречаются указания на то, что этот Завет должен быть возобновлён. Указание на это встречается также в межзаветных текстах и документах кумранской общины. А в известном пророчестве Иеремии говорится о заключении Нового Завета, поскольку первый упразднён грехом людей. На вопрос, как интерпретировать это кажущееся противоречие, современная библеистика и богословие дают разные ответы. Светские исследователи Писания указывают на то, что различные тексты отражают разные традиции, формировавшиеся в истории Израиля. В эту линию, с их точки зрения, укладывается и установление Нового Завета Иисусом Христом. Метод богословского соотнесения позволяет увидеть в разрозненных и часто непохожих друг на друга библейских эпизодах единое действие Промысла Божия о спасении человека, когда Творец на каждом новом историческом этапе находит те формы реализации Своей воли, которые лучшим образом соответствуют и этому моменту, и способности человека их воспринять и реализовать. Метод богословского соотнесения позволяет также снять дилемму между представлением о повторяемости истории и её строгой линейности и увидеть в чреде повествований об обновлении Завета идею «кумулятивной смены божественных заветов», охватывающих историю мира от творения до её завершения.

Вадим Евгеньевич Елиманов в статье «Учение свт. Григория Паламы об “умном чувстве” в интерпретации С. С. Хоружего» рассматривает интерпретацию учения об «умном чувстве», осуществлённую знаменитым российским исследователем традиции исихазма С. С. Хоружим. При изложении концепции особое внимание уделяется описанию следующих базовых категорий, характеризующих понятие «умное чувство»: панперцепция (метаперцепция, синэстезис, всевосприимчивость), панэстезис, холистическая интенциональность акта боговидения, соматический и диалогический аспекты созерцания нетварного света.

Александр Александрович Солонченко в статье «Основные идеи политической теологии Давора Джалто в контексте современной православной мысли» проводит компаративный анализ ключевых идей политической теологии Д. Джалто, которые остались без рассмотрения в предыдущих статьях. В итоге автор приходит к выводу, что предлагаемый политической теологией Д. Джалто подход даёт возможность богословию перестать быть инструментом политики, а Церкви — из положения объекта политики перейти в позицию субъекта политики и при этом остаться верной христианским принципам свободы, любви и мира.

Священник Николай Солодов в статье «Книга схимонаха Илариона (Домрачёва) “На горах Кавказа” и начало имяславия» проводит содержательный анализ книги, выделяет основные предпосылки формулировок учения автора книги об имени Божием: высказывания святых отцов и духовных писателей, параллелизм с Евхаристией, психологический оттенок богословия. На основании выявленных цитат из сочинений академических богословов: прот. Ф. А. Голубинского, В. Д. Кудрявцева-Платонова, архим. Феофана (Авсенёва) делается вывод об особом интересе автора к вопросам богословско-психологического характера, связанными с учением немецких философов Ф. Якоби, Г. Шуберта и Ф. Шеллинга. Рассмотрен вопрос возвышенной авторской самопрезентации, послужившей начальным импульсом для начала имяславческих споров на Афоне.

Священник Павел Арцабович посвящает статью «Реакция духовенства Орловско-Севской епархии на декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”» анализу взаимоотношений духовенства Орловской епархии и Советской власти в первые месяцы после принятия «Декрета об отделении церкви от государства» в 10918 г. Опираясь на материалы губернской, а также центральной церковной печати, автор приходит к выводу о том, что декрет «Об отделении Церкви от государства» вызвал крайне негативную реакцию всего населения Орловской губернии, не желавшего выведения Церкви из общественной жизни Орловской губернии. В отдельных местах этого региона негативные реакции народа на Декрет выливались в протесты и беспорядки, которые жестоко подавлялись большевистской властью.

Михаил Васильевич Афанасьев в статье «Обновленческий митрополит Александр Введенский и культура диспута в СССР в 1920-е гг.» ставит целью выяснить места религиозных диспутов в контексте описываемой эпохи с привязкой к личности А. И. Введенского (1889–1946 гг.). К исследованию были привлечены материалы диспутов, содержащихся в ряде выпусков журнала «Церковное обновление», а также в трудах А. Э. Краснова-Левитина. Данный исторический период представляет собой уникальное явление — переходный этап в истории России и Русский Православной Церкви. Старое государственное устройство и общественные устои уже уходили в прошлое, открывая определённые свободы: и в таком контексте возник феномен диспутов на религиозные и мировоззренческие темы между верующими и атеистами. В то же время в Русской Православной Церкви произошёл обновленческий раскол, поддержанный большевиками. Рассмотрение участия Александра Введенского в диспутах раскрывает многие нюансы его деятельности как обновленческого идеолога, оратора, диспутанта, сотрудника советской власти, политического деятеля и раскольника.

Священник Василий Орехов в статье «Проблема экуменизма и экклезиологии внутри Русского студенческого христианского движения в 20–30 годы ХХ в.» ставит задачей понять экуменические принципы деятельности РСХД. Для этого изучается понимание единства и границ Церкви Русским студенческим христианским движением в 20–30-е гг. ХХ в. В статье анализируются работы руководителей и активных членов движения, опубликованные в «Вестнике РСХД» с 1926 по 1939 гг., в которых тем или иным образом затрагивалась экклезиологическая проблематика, а также статьи на данную тему в иных печатных изданиях. На основании этих материалов определяется, что внутри организации существовали разные экклезиологические воззрения, которые свободно высказывались и представлялись к широкому обсуждению. По ряду позиций воззрения членов РСХД совпадали. Экуменизм признавался важнейшей составляющей в деятельности организации, центром же объединения являлась Церковь. Важной характеристикой церковного единства является единство веры. При этом сила, созидающая единство христиан, — это сила любви, к которой и стремились участники организации в своей экуменической работе.

Священник Виталий Гуляев и священник Анатолий Липатов в статье «Православие в Тувинской автономной области 1946–1960 гг.» описывают положение Русской Православной Церкви и развитие церковной жизни в республике Тыва в 1940-1960-е гг. при враждебном отношении со стороны светской власти. Положение православного населения республики обуславливалось несколькими факторами: во-первых, до вхождения в состав СССР в 1944 г. церковные структуры в Тувинской Народной Республике имели номинальную свободу, однако тувинское правительство проводило свою конфессиональную политику в русле церковно-государственных отношений в Советском Союзе, что привело к полному уничтожению православной иерархии в республике. Во-вторых, в 1930–1940-е гг. в республике оставался один действующий храм, в котором служил обновленческий священник. На этом основании авторы заключают, что светская власть, стремясь сократить число православных приходов на территории СССР, тем не менее по каким-то причинам не решалась на полное уничтожение церковной организации, что видно на примере Тувинской АССР.

Протоиерей Евгений Иванов в статье «Антицерковная кампания в Казахской ССР в 1958–1963 гг.» рассматривает методы, посредством которых советская власть проводила политику сокращения церковных общин и штата священнослужителей на территории Казахской ССР в период с 1958 по 1963 г. В итоге автор делает вывод, что для искоренения религии, прежде всего Русской Православной Церкви, государство ограничивало возможности священников на приходах, в том числе для просветительской работы и благотворительной деятельности. Была создана юридическая база для упрощённого изъятия недвижимости и снятия общин с регистрации. Предпринимались шаги для формирования новой коммунистической этики и обрядности взамен религиозной.

Протоиерей Сергий Звонарёв в статье «Участие Московского Патриархата в подготовке православно-англиканского богословского диалога» знакомит читателя с ходом подготовки православно-англиканского богословского диалога и участием в этом процессе Русской Православной Церкви. Исследование построено с привлечением материалов Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, публикаций в официальном издании Московской Патриархии. Православно-англиканский диалог, начало которому было положено решением III Всеправославного совещания на острове Родос в ноябре 1964 года, стал частью более широкого движения в направлении поиска путей христианского единства во второй половине XX века. Особую заинтересованность в начале такого диалога проявлял Фанар, стремившийся возглавить общеправославные усилия по его подготовке. Председатель ОВЦС митрополит Никодим (Ротов) был сторонником богословского характера православно-англиканских собеседований, что позволяло православной стороне познакомиться как с экклесиологией и сакраментологией Англиканской Церкви, в первую очередь с учением о Таинстве Священства, так и прояснить перспективы возможного единства между двумя церквами. Такой подход был принят всеми участниками общеправославной работы. Основные подготовительные богословские усилия были предприняты Межправославной богословской комиссией по диалогу с Англиканской Церковью, имевшей четыре заседания до начала полноформатного богословского диалога в рамках Смешанной православно-англиканской богословской комиссии. Во встречах Межправославной комиссии принимали активное участие представители Московского Патриархата, которые внесли содержательный богословский вклад в результативные документы коллегиального органа. Кроме того, эксперты Русской Церкви проделали немалую работу по анализу материалов Комиссии, а их выводы помогали церковному священноначалию лучше понять направления дальнейшего развития православно-англиканского богословского диалога.

Игумен Дионисий (Шлёнов) предлагает статью «Критика экстерриториальной апелляции к Константинопольскому патриарху Иерусалимским патриархом Досифеем». В статье рассматривается позиция патриарха Иерусалимского Досифея II (1669–1707 гг.) по вопросу первенства чести и власти патриарха Константинопольского. По аналогии с критикой первенства власти папы Римского, патриарх Досифей критикует и чрезмерное первенство, которое защищали сторонники судебного и административного всевластия патриарха Константинопольского.

Ольга Владимировна Баранова в статье «Особенности оформления Евангелий XVIII века на примере собрания Московской духовной академии» рассматривает особенности развития, изменение иконографии, элементы оформления, вопросы соотношения традиционных и новых художественных элементов в Евангелиях XVIII в. в контексте церковного искусства эпохи на примере книжного собрания Московской духовной академии. Предпринята попытка раскрыть эволюцию орнаментальных и декоративных стилей на протяжении XVIII столетия в заставицах, концовках, буквицах, рамках, титульном листе и фронтисписе гравюры. Рассмотрены Евангелия допетровского времени, Петровской эпохи и соответственно послепетровского периода. Выявлены основные стили элементов оформления: барокко, рококо, позднее барокко. В статье говорится о влиянии техники печати (ксилография, офорт, медная гравюра) на изображение и качество гравюры. Большое внимание уделяется изучению формирования книжного оформления при использовании украинской гравюры, которая восприняла западные стилистические и иконографические образцы. Художественные формы граверы заимствовали также из лицевых Библий Западной Европы, принимая за образцы гравюры Кристофа Вайгеля, Николая Пискатора и Маттиаса Мериана.

Игорь Алексеевич Виноградов посвящает статью «Н. В. Гоголь и Псалтирь. Завещание писателя» изучению молитвенного опыта Николая Васильевича Гоголя и того влияния, которое оказывал этот опыт на литературное творчество писателя, на создание целого ряда произведений и художественных образов. Устанавливается прямая связь между его размышлениями над Книгой пророка Давида и представлениями о будущем русской поэзии, изложенными в частных письмах Гоголя к другу-поэту Н. М. Языкову 1844 г. и в двух адресованных ему в том же году эпистолярных статьях, которые были опубликованы в «Выбранных местах из переписки с друзьями» под общим названием «Предметы для лирического поэта в нынешнее время».

Диакон Дионисий Макаров предлагает статью «Внезапная и предугаданная смерть в творчестве И. С. Шмелёва». Основная цель исследования — продолжить изучение проблемы смерти в творчестве И. С. Шмелёва, в частности выявить авторское понимание внезапной и предугаданной смерти. Особенности изображения внезапной и предугаданной смерти рассматриваются в творчестве И. С. Шмелёва в сопоставлении с произведениями И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, затрагивающими аналогичную проблематику. Наиболее важные результаты исследования: внезапная смерть постигает преимущественно грешников, а предугаданная или предсказанная смерть — удел праведников. Отличие И. С. Шмелёва от Л. Н. Толстого вкупе с И. С. Тургеневым в том, что первый сам имеет те же христианские убеждения, что и его герои, и сознательно выстраивает сюжет произведений (и место в нём факта смерти) по известному ему христианскому закону, а вторые относятся к своим героям и их вере как к эстетическому явлению, достойному восхищения (И. С. Тургенев), либо подражания (Л. Н. Толстой), но в обоих случаях убеждения героев внутренне чужды авторам. Статья продолжает рассмотрение темы смерти в творчестве И. С. Шмелёва, начатую в предыдущих работах.

Георгий Олегович Суханов предлагает статью «Православное осмысление войны на основе Священного Писания и святоотеческого наследия». Православные взгляды на войну систематизируются в хронологической последовательности. Особое внимание уделяется осмыслению войны свт. Николаем Сербским в труде «Война и Библия» и взглядам, изложенным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Павел Георгиевич Носачёв в статье «“Где исток Системы?”: академические стратегии атрибуции учения Четвёртого пути» анализирует новый виток интереса к учению Георгия Ивановича Гурджиева в западном академическом сообществе и выделяет ключевой научный вопрос, вокруг которого сейчас идёт основная полемика: где истоки системы Гурджиева? Для его решения проводится компаративный анализ всех существующих гипотез. Последовательно разбираются: суфийская, предложенная преимущественно адептами учения; глобально-эзотерическая, выдвинутая Д. Уэббом, и гностическая, развитая Т. Чёртоном. Отдельно рассматривается новая концептуализация учения Гурджиева, разработанная Д. Азизом. Затем в статье предлагается новая версия истока системы Гурджиева — теософская. В заключительной части делается вывод, что Гурджиев использовал теософские концепции и миф, создавая из отвлечённо теоретического знания систему практик, построенную на уникальной личности харизматичного учителя, которому не нужны были авторитеты далёких махатм.

Иеромонах Павел (Полевой) в статье «Методики измерения религиозности и перспективы их применения для анализа эффективности катехизических программ Русской Православной Церкви» исследует методологию, с помощью которой измеряется воцерковлённость православного христианина. На основе святоотеческой антропологии и в соответствии с целями программ катехизации сформулированы общие требования к методикам измерения воцерковлённости. С точки зрения обозначенных критериев осуществлён критический анализ методик «Шкала центрированности религиозности» С. Хубера, «В-индекс» В. Чесноковой и «Эталон жизнедеятельности» М. Я. Дворецкой. Отмечены как положительные аспекты этих методик, так и недостатки, которые препятствуют их использованию для оценки уровня воцерковлённости. Однако существующие методики могут быть органично включены в новую перспективную многомерную систему измерения воцерковлённости.

Виктор Олегович Номеровский в статье «Опыт работы священников и патронажной службы сестричества милосердия в ВИЧ-отделении ИКБ» оценивает знания, отношение и практику патронажных медсестёр и священников, работающих с пациентами с ВИЧ/СПИДом. Данные были собраны с использованием опроса и тестирования тридцати медсестёр и пятерых священников, работающих с пациентами с ВИЧ/СПИДом в ВИЧ-отделении Клинической инфекционной больницы (ИКБ) города Луги Ленинградской области. В ходе исследования были даны ответы на вопросы: каковы знания, установки и практика медсестёр и священников, работающих с пациентами с ВИЧ/СПИДом? Умеют ли они защитить себя от возможного инфицирования? Как оценивают заботу со стороны медсестёр пациенты? Как оценивают общение со стороны священников пациенты? По результатам статьи были даны рекомендации медицинскому персоналу и священнослужителям.

Купить

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Библеистика

Протоиерей Константин Польсков

О возобновлении Завета в Священном Писании: метод богословского соотнесения как герменевтический инструмент

Богословие и философия

Вадим Евгеньевич Елиманов

Учение свт. Григория Паламы об «умном чувстве» в интерпретации С. С. Хоружего

Священник Николай Зинин, протоиерей Павел Великанов

Символ как богословская функция в работах А. Ф. Лосева и протопресвитера А. Шмемана

Александр Александрович Солонченко

Основные идеи политической теологии Давора Джалто в контексте современной православной мысли

Русская патрология

Священник Николай Солодов

Книга схимонаха Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа» и начало имяславия

История Русской Православной Церкви

Священник Павел Арцабович

Реакция духовенства Орловско-Севской епархии на декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»

Михаил Васильевич Афанасьев

Обновленческий митрополит Александр Введенский и культура диспута в СССР в 1920-е гг.

Священник Василий Орехов

Проблема экуменизма и экклезиологии внутри Русского студенческого христианского движения в 20–30 гг. ХХ в.

Священник Виталий Гуляев, священник Анатолий Липатов

Православие в Тувинской автономной области 1946–1960 гг.

Протоиерей Евгений Иванов

Антицерковная кампания в Казахской ССР в 1958–1963 гг.

Православно-англиканские отношения

Протоиерей Сергий Звонарёв

Участие Московского Патриархата в подготовке православно-англиканского богословского диалога

История Поместных Православных Церквей

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Критика экстерриториальной апелляции к Константинопольскому патриарху Иерусалимским патриархом Досифеем

Церковное искусство и археология

Ольга Владимировна Баранова

Особенности оформления Евангелий XVIII в. на примере собрания Московской духовной академии

Русская литература

Игорь Алексеевич Виноградов

Гоголь и Псалтирь. Завещание писателя

Диакон Дионисий Макаров

Внезапная и предугаданная смерть в творчестве И. С. Шмелёва

Религиоведение

Павел Георгиевич Носачёв

«Где исток Системы?»: академические стратегии атрибуции учения Четвёртого пути

Религиозная философия

Георгий Олегович Суханов

Православное осмысление войны на основе Священного Писания и святоотеческого наследия

Практическая теология

Иеромонах Павел (Полевой)

Методики измерения религиозности и перспективы их применения для анализа эффективности катехизических программ Русской Православной Церкви

Виктор Олегович Номеровский

Опыт работы священников и патронажной службы сестричества милосердия в ВИЧ-отделении ИКБ

 

Пресс-служба МДА