«It is not a Competition and Enmity, but Harmonious Union». Church and State in the Works of Pre-revolutionary Canonists of the Moscow Theological Academy
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-243-257Keywords:
church-state relations, external church law, Moscow Theological Academy, N. S. Suvorov, N. A. Zaozersky, Church and State, separation of Church and State, Russian research on Canon Law, the Manifest of October 17, 1905Abstract
This article reviews and analyzes the views of pre-revolutionary canonists of the Moscow Theological Academy on church-state relations, mainly professors Nikolai Semenovich Suvorov and Nikolai Alexandrovich Zaozersky. Their biblical, patristic and historical arguments on the subject were analyzed. Particular attention to this issue was due to the general upgrade of Russian theological and canonical science and the exacerbation of this issue in the West. The second half of the XIX- beginning of the XX centuries was marked by the processes of separation of the Church and State. Their views on the following systems of church-state relations are presented: symphony, hierocracy, the merger of Church and State, state churchness, separation of Church and State. The author gives each system its own assessment and comment on the opinions of the above canonists. Their work also reflects the reaction to the beginnings of freedom of conscience, which were proclaimed by the Manifesto on October 17, 1905. Most of their attention to the western formulation and the solution of cooperation between the Church and the state affected their positive attitude to the existing synodal system in the Russian Empire with a general Christian understanding of the specifics of this issue.
Downloads
References
ИСТОЧНИКИ
Деяния Вселенских соборов. Т. I. 6-е изд. СПб.: Воскресение, 2008.
ЛИТЕРАТУРА
Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Издание 2-е, заново переработанное и весьма значительно дополненное. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1913.
Бердников И. С. Новое государство в его отношении к религии. Речь, произнесенная на торжественном годичном собрании КазДА 1886 г. Казань: Типо-лит. Имп. унта, 1888.
Бердников И. С. Церковное право как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права // ПС. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. Ч.3. С. 172– 195.
Задорнов А. В., прот. Концепция веротерпимости на начальном этапе Европейского модерна // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей Сретенской духовной семинарии. М.: Изд-во Сретенской духовной семинарии, 2014. Вып.5. С. 248–264.
Заозерский Н. А. Государь, Церковь и народ: Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств // БВ. 1896. Т. 2. № 5. С. 264–280.
Заозерский Н. А. К вопросу об отношении между государством и Церковью // БВ. 1912. Т. 1. № 3. С. 637–646.
Заозерский Н. А. Церковь и государство. Сергиев Посад: Издание Н. М. Елова, б. г. Заозерский Н. А. О сущности церковного права // БВ. 1909. Т. 3. № 10. С. 312–338. Заозерский Н. А. О церковной власти (Основоположения, характер и способы применения церковной власти в различных формах устройства церковной власти по учению православно-канонического права). Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1894.
Заозерский Н. А. О принципе религиозной свободы // БВ. 1908. Т. 1, № 3. С. 506–516.
Красножен М. Е. Основы церковного права // Ученые записки Императорского Юрьевского университета. М., 1913. №5. С. 1–158.
Кузнецов Н. С. Система церковно-государственных отношений в трудах канонистов Казанской духовной академии: магистерская диссертация. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2017.
Кузнецов Н. С., диак. Отделение Церкви от государства: как это происходило в Советской России // БВ. 2019. № 32. Вып. 2. С. 226–238.
Курганов Ф. А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению его с идеалом Церкви, отношения между церковной и гражданской властью // ПС. 1881. Ч. 2. С. 276–304.
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Изд. дом «Дело», 2017.
Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад: Собственная типография СТСЛ, 1902.
Понкин И. В. «Сломанные копья» вокруг закона Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении Церквей и государства как отражение сути дискуссии вокруг светскости государства // Наука теории и истории государства и права в поиске новых методологических решений: Коллективная монография / отв. ред. А. А. Дорская. СПб: Астерион, 2012. С. 267–292.
Родников Н. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и Церковью сравнительно с учением о том отцов, учителей и писателей Церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов западной Церкви. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1897.
Иоанн (Соколов), еп. Церковь и государство // ХЧ. 1865. Ч. I. № 5. С. 510–537
Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. М.: Ун. тип., 1874.
Суворов Н. С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. М.: Ун-ая тип., 1902.
Суворов Н. С. Курс церковного права. Ярославль: Типо-лит. Г. Фальк, 1890. Т.2.
Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с пред. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004.
Суворов Н. С. Учебник церковного права. Изд. 3-е. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1908.
Суворов Н. С. Характеристика католицизма и протестантизма в их отношениях к государству // ЮВ. 1887. Т. XXVI. Кн. 3. № 11. С. 492–503.
Суворов Н. С. Церковное право как юридическая наука // ЮВ. 1888. Т. XXVIII. Кн. 4. № 8. С. 520–550.
Цыпин В. А., прот. Каноническое право. 2-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права: учебник. М.: Юристъ, 1995.