«Неохалкидонизм» и мнения современных ученых о нем на примере Иоанна Кесарийского Грамматика

Авторы

  • Кожухов С., диакон Московская духовная академия

Ключевые слова:

неохалкидонизм, Кириллов халкидонизм, Халкидонский Собор, Грамматик, Кирилл Александрийский, Лебон, Мёлле, Ришар, Хелмер, Грилльмайер, Делль Оссо, Мейендорф, одна природа во Христе, две природы во Христе

Аннотация

Термин «неохалкидонизм» является продуктом современной патрологической науки. Этим понятием Ж. Лебон обозначил позицию защитников Халкидонского Собора и его учения о двух природах во Христе как направление богословского мышления в области христологии в V-VII вв., чтобы показать связь Собора с богословием свт. Кирилла, развивавшегося в полемике с монофизитами. «Неохалкидонизм» был воспринят в качестве технического термина и другими исследователями. Значение термина зачастую понимается как указание на некое «новое» халкидонское учение, которое отходит от самого халкидонского учения, что на самом деле является неверным. Излагая точки зрения разных исследователей, автор статьи показывает, что истинный неохалкидонизм, или Кириллов халкидонизм, ни в чем не противоречит свт. Кириллу и Халкидонскому Собору.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Кожухов С., диакон, Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры Библеистики МДА

Библиографические ссылки

Давыденков О., свящ. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007.

Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000.

Сидоров А. И. Иоанн Грамматик Кесарийский (о характеристике византийской философии в VI в.) // ВВ. 1988. Т. 49. С. 81-99.

Balthasar H. U., von. Das Scholienwerk des Johannes von Skythopolis // Scholastik. 1940. Bd. 15. S. 16-38.

Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Sarug. Oxford, 1976.

Daley B. E. A "Richer Union": Leontius of Byzantium and the Relationship of Human and Divine in Christ // StP. 1993. Vol. 24. P. 239-265.

Dell'Osso C. Still on the concept of enhypostaton // Augustinianum. 2003. Vol. 43. P. 63-80.

Dell'Osso C. Leonzio di Bisanzio e Leonzio di Gerusalemme: una chiara distinzione // Augustinianum. 2006. Vol. 43. P. 231-259.

Dell'Osso C. Cristo e Logos. Il calcedonismo del VI secolo in Oriente. R., 2010 (SEA 118).

Halleux de A. Le "synode néochalcédonien" d'Alexandrette (ca 515) et "Apologie pour Chalcédoine" de Jean le Grammarien // RHE. 1977. Vol. 72. P. 593-600. Helmer 1962 - Helmer S. Der Neochalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffs. Bonn, 1962.

Gleede B. The Development of the Term ἐνυπόστατος from Origen to John of Damascus. Leiden - Boston, 2012 (SVC 113).

Gray P. T. R. The difense of Chalcedon in the East (451-553). Leiden, 1979.

Gray P. T. R. Neo-Chalcedonism and the Tradition: From Patristic to Byzantine Theology // Byzantinische Forschungen. 1982. Bd. 16. S. 61-70.

Gray P. T. R. Leontius of Jerusalem's Case of a "Synthetic" Union in Christ // StP. 1985. Vol. 18. № 1. P. 151-154.

Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1951. Bd. 1.

Grillmeier, Hainthaler 1995 - Grillmeier A., Hainthaler T. The Christ in Christian Tradition. Vol. 2.2: From the Coulcil of Chalcenon (451) to the Gregory the Great (590-604). L., 1995.

Krausmüller D. Leontius of Jerusalem, a theologian of the seventh century // JThS. 2001. N. S. Vol. 52. P. 637-657.

Lebon J. Le Monophysisme sévérien. Étude historique, lettéraire et théologique sur la resistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu'à la costitution de l'Église Jacobite. Louvain, 1909.

Lebon J. Efrem d'Amid, patriarche d'Antioche (526-544) // Mélanges d'Histoire offerts à C. Moeller. Louvain, 1914. Vol. 1. P. 197-214.

Lebon J. La Christologie du monophysisme syrien // Das Konzil von Chalkedon / Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 425-580.

Macdonald J. The Christological Works of Justinian. Wash., 1995.

McGuckin J. A. The "Theopaschite Confession" (text and historical context): A Study in the Cyrilline Reinterpretion of Chalcedon // JEH. 1984. Vol. 35. P. 239-255.

Un représentant de la christologie néo-chalcédonienne au début du VI s. en Orient, Naphalius d'Alexandrie // RHE. 1944-1945. Vol. 40. P. 73-140.

Moeller Ch. Trois fragments grecs de apologie de Jean le Grammarien pour le concile de Chalcédoine // RHE. 1951. Vol. 46. P. 683-688.

Moeller Ch. Le chalcédonisme et le néo-chalcédonisme en Orient de 451 à la fin de VIe siècle // Das Konzil von Chalkedon / Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 637-720.

Moeller Ch. Le "synode neochalcedonien" d'Alexandrette (ca 515) et "Apologie pour Chalcedoine" de Jean le Grammarien // RHE. 1977. Vol. 72. P. 593-600.

Otto St. Person und Subsistenz. Die philosophische Antropologie des Leontios von Byzanz. Ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte. München, 1968.

Richard M. Le néo-chalcédonisme // Richard M. Opera minora. Vol. 2. Leuven, 1977. Р. 156-161 (№ 56).

Rorem P., Lemoreaux J. C. John of Scytopolis and the Dyonisian Corpus: Annoting the Areopagite. Oxford, 1998.

Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum Acacianischen Schisma. München, 1934 (Abhandlungen der Bayrischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. N. Folge. Hf. 10).

Schwartz E. Zur Kirchenpolitik Justinians // Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 4. B., 1960. S. 276-320.

Simonetti M. La politica religiosa di Giustiniano // Il mondo del diritto nell'epoca giustinianea / Ed. G. G. Archi. Ravenna, 1985. P. 91-111.

Uthemann K.-H. Das anthropologische Modell der hypostatischen Union: Ein Beitrag zu den philosophischen Voraussetzungen und zur innerchalkedonischen Transformation eines Paradigmas // Kleronomia. 1982. T. 14. P. 215-312.

Uthemann K.-H. Der Neuchalkedonismus als Vorbereitung des Monothelismus. Ein Beitrag zum eigentlichen Anliegen des Neuchalkedonismus // Chalkedon: Geschichte und Aktualität. Studien zur Rezeption der Christologischen Formel von Chalkedon / Ed. J. van Oort, J. Roldanus. Leuven, 1997. P. 373-413.

Uthemann K.-H. Difinizionen und Paradigmen in der Rezeption des Dogmas von Chakedon bis in die Zeit Kaiser Justinians // Chalkedon: Geschichte und Aktualität. Studien zur Rezeption der Christologischen Formel von Chalkedon / J. van Oort, J. Roldanus. Leuven, 1997. P. 54-117.

Uthemann K.-H. Kaiser Justinian als Kirchenpolitiker und Theologe // Augustinianum. 1999. Vol. 39. P. 5-83.

Uthemann K.-H. Zur Rezeption des Tomus Leonis in und nach Chalkedon. Wider den dogmenhistorischen Bergif "strenger Chalkedonismus" // StP. 2001. Vol. 34. P. 572-604.

Rompay L., van. Proclus of Constatinopoles "Tomus ad Armenios" // After Chalcedon: Studies Theology and Church History / Ed. C. Laga. Leuven, 1985. P. 425-449.

Wickham 1993 - Wickham L. R. Severus of Antioch on the Trinity // StP. 1993.Vol. 24. P. 360-372.

Загрузки

Опубликован

2017-06-15

Как цитировать

(1)
Кожухов, С. «Неохалкидонизм» и мнения современных ученых о нем на примере Иоанна Кесарийского Грамматика. БВ 2017, 148-172.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории