Иоанн Кесарийский и Севир Антиохийский: тексты и полемика халкидонитов и их противников (508–520)

Авторы

  • Кожухов С., диакон Московская духовная академия

Ключевые слова:

Иоанн Кесарийский Грамматик, Севир Антиохийский, Лебон де Аллё, Ришар, Апология, «Филалет», «Апология Филалета», «Флорилегий Кирилла», семь тезисов, Флорилегий, Халкидонский Собор, халкидониты

Аннотация

В статье рассматривается полемика Иоанна Кесарийского Грамматика и Севира Антиохийского относительно формул согласования христологии Халкидонского Собора и свт. Кирилла Александрийского, которая отвергалась противниками Халкидона во главе с Севиром. Проводится анализ мнений древних и современных исследователей. Богословская активность Иоанна Грамматика и Севира связана с текстами, написанными ими в период полемики. За основу берется версия, выдвинутая Ж. Лебоном, поскольку он предлагает наиболее полный охват и ретроспективу событий. С отдельными мнениями Ж. Лебона полемизировали другие исследователи, в разное время занимавшиеся этой проблематикой. Автор данной статьи предлагает свой взгляд на полемику этих двух богословов, учитывая все имеющиеся современные точки зрения и собрав воедино свидетельства авторов VI-VII вв.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Кожухов С., диакон, Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры Библеистики МДА

Библиографические ссылки

Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis. Vol. 4. R., 1719-1728.

Doctrina Patrum de incarnatione Verbi / Ed. F. Diekamp. Münster in Westfallen, 1907.

Sévère d'Antioche. Le Philalèthe / Ed. et trad. par R. Hespel. Louvain, 1952 (CSCO 133-134; Syr. 68-69).

Le Florilège Cyrillien rèfute par Sevère d'Antioche / Ed. et édition critique par R. Hespel. Louvain, 1955 (Bibliothèque du Musèon 37).

Sévère d'Antioche. La polémique antijulianiste. III: L'Apologie du Philalèthe / Ed. et trad. par R. Hespel. Louvain, 1971 (CSCO 318-319; Syr. 136-137).

Severi Antiocheni. Liber contra impium Grammaticum. Orationis tertiae pars posterior / Ed. [et] interpretatus est J. Lebon. Louvain, 1952 (CSCO 101-102; Syr. 50-51).

Severi Antiocheni. Liber contra impium Grammaticum. Orationis tertiae pars prior / Ed. [et] interpretatus est J. Lebon. Louvain, 1965 (CSCO 93-94; Syr. 45-46).

Iohannes Caesariensis. Opera quae supersunt / Ed. M. Richard, M. Aubineau. Louven, 1977 (CCSG 1).

Грацианский М. В. Политика императора Юстиниана по отношению к монофизитам. М., 2009. (Дисс.).

Давыденков О., свящ. Юлиан Галикарнасский и его догматические труды. Догматические фрагменты // Литературные традиции христианского Египта. Сборник статей. М., 2008. С. 158-177.

Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000.

Bethune-Baker J. F. Nestorius and His Teaching, a Fresh Examination and Evidence, with Special Reference to the Newly Recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides). Cambridge, 1908.

Draguet R. Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d’Antioche sur l’incorrubilité du corps du Christ. Louvain, 1924.

Gray P. T. R. The difense of Chalcedon in the East (451-553). Leiden, 1979.

Gray P. T. R. Neo-Chalcedonism and the Tradition: From Patristic to Byzantine Theology // Byzantinische Forschungen. 1982. Bd. 16. S. 61-70.

Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. 1. From the Apostolic Age to Chalcedon (451). L., 1975.

Halleux de A. Philoxène de Mabbog. Sa vie, ses éscrits, se théologie, Louvain, 1963.

Halleux de A. Le "synode nеochalcеdonien" d'Alexandrette (ca 515) et "Apologie pour Chalcеdoine" de Jean le Grammarien // Revue d'histoire ecclesiastique. 1977. Vol. 72. P. 593-600.

Halleux de A. Nestorius: Histoire et Doctrine // Irénikon. 1993. Vol. 66. P. 38-51, 163-178.

Helmer S. Der Neochalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffs. Bonn, 1962.

Honigmann E. ÉVêques et évêchés monophysites d’Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951 (CSCO 127; Subs. 2.).

Kugener M.-A. La compilation historique du Pseudo-Zacharia le Rhéteur // Revue de l'Orient Chrétien. 1900. Vol. 5. P. 201-214, 461-480.

Lebon J. Le Monophysisme sévérien. Étude historique, lettéraire et théologique sur la resistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la costitution de l’Église Jacobite. Louvain, 1909.

Lebon J. Texte ine'dites de Philoxène de Mabbough // Le Muséon. 1930. Vol. 43. Р. 17-84, 149-220.

Moeller Ch. Un représentant de la christologie néo-chalcédonienne au début du VI s. en Orient, Naphalius d'Alexandrie // Revue d'histoire écclesiastique. 1944-1945. Vol. 40. Р. 73-140.

Moeller Ch. Un fragment du Type de l'empereur Anastase I // StP. 1961. Vol. 3.1. P. 240-245.

Vailhé S. Jean le Khzibite et Jean de Césarée // Echos d'Orient. 1903. Vol. 6. P. 107-113.

Загрузки

Опубликован

2017-08-15

Как цитировать

(1)
Кожухов, С. Иоанн Кесарийский и Севир Антиохийский: тексты и полемика халкидонитов и их противников (508–520). БВ 2017, 328-354.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории