Вклад епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в развитие канонической науки в России

Авторы

  • Исидор (Тупикин), митрополит Смоленской духовной семинарии

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2017-28-1-178-200

Ключевые слова:

епископ Иоанн (Соколов), каноническое право, изучение, метод, источники, систематизация, «Опыт курса церковного законоведения», система, теория, практика

Аннотация

В России изучение церковного права издревле было связано с практическими вопросами жизни христиан и не имело своего особого места в кругу прочих наук. Лишь в конце XVIII столетия митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) составил инструкцию по изучению Кормчей книги и приложил методы толкования канонов, содержащихся в ней. Святейший Синод увидел пользу в данной инициативе и постановил ввести изучение Кормчей во всех духовных академиях. Позже в результате реформы духовной школы 1808 г. в учебную сетку академий был введен новый предмет - каноническое право. С этого периода началось систематическое изучение каноники в России. Однако лишь спустя несколько десятилетий стали выходить действительно значимые научные труды по этой теме. Роль первопроходца в этом деле заслуженно принадлежит преосвященному Иоанну (Соколову). Благодаря его монографии «Опыт курса церковного законоведения», опубликованной в 1851 г., было положено начало глубокому научному анализу системы церковного права. Именно епископом Иоанном была предложена методология канонического права, определены его источники и место в ряду иных церковных дисциплин. Для восполнения того недостатка, который имелся в собственной канонической системе, преосвященный Иоанн написал ряд статей, опубликованных в журналах «Христианское чтение» и «Православный собеседник». Необходимо признать, что это были лишь первые серьезные шаги на пути становления отечественной школы церковного права, однако именно они дали возможность будущим исследователям пройти дальше по намеченному епископом Иоанном пути.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Исидор (Тупикин), митрополит, Смоленской духовной семинарии

митрополит Смоленский и Дорогобужский, ректор Смоленской духовной семинарии

Библиографические ссылки

Б. А. Шульте // БЭ. 1904. Т. 40. С. 6-7.

Бердников И. С. Церковное право, как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права: Вступительная лекция, читанная в Императорском Казанском университете. Казань, 1885.

Бердников И. С. Дополнение к Краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань, 1889.

Григорий (Матрусов), иерод. Каноны: правила Церкви и правила жизни. Правила и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Церкви. М., 2017.

Заозерский Н. А. Право православной Греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.

Иоанн (Соколов), еп. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851.

Ириней (Фальковский), архиеп. Compendium, in usum rossicae studiosae iuventutis concinnatum, atque adjectione sex ultimorum librorum iuxta delineationem eiusdem cl. Theophanis. СПб., 1802.

Ключевский В. О. Содействие церкви успехам русского гражданского права и порядка // Ключевский В. О. Церковь и Россия. P., 1969. С. 7-39

Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. СПб., 1871.

Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. СПб., 1897.

Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893.

Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002.

Сильвестр (Лебединский), архиеп. Compendium theologiae classicum didactico-polemicum, doctrinae orthodoxae christiae maxime consonum. М., 1805.

Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.

Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. Система канонического права в 2 вып. М., 1875. Вып. 2.

Феофан (Прокопович), архиеп. Christianae, Orthodoxae, Dogmatico-polemicae Theologiae, olim a clarissimo viro Theophane Procopowicz eiusque continuatoribus adornatae ac in tribus voluminibus primum anno MDCCLXXXII (1782) editae, Compendium, in usum rossicae studiosae iuventutis concinnatum, atque adjectione sex ultimorum librorum iuxta delineationem eiusdem cl. Theophanis. СПб., 1802.

Феофилакт (Горский), еп. Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata seu doctrina christiana de credendis et agendis. СПб., 1818.

Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885. Т. 1, 3.

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.

Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 2012.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

Aidan N. Theology in the russian diaspora: Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanasiev (1893-1966). New York, 1989.

Beveridge W. Synodikon, sive Pandectae сanonum ss. Apostolorum et Conciliorum ab Ecclesia Graeca receptorum. Oxonii, 1672.

Buddeus I. F. Historia Ecclesiastica Veteris Testamenti. Magdeburg, 1726.

Grdzelidze T. Church (orthodox ecclesiology) // The encyclopedia of eastern Orthodox Christianity. Vol. 1. A-M / Ed. J. A. McGuckin. Oxford, 2011. P. 124-132.

Poiret P. Oeconomia Divina. Б. м., 1728.

Загрузки

Опубликован

2018-03-15

Как цитировать

(1)
Тупикин, И. Вклад епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в развитие канонической науки в России. БВ 2018, 178-200.

Выпуск

Раздел

Каноническое право

Категории