Аристотелевское учение о душе в трактате Немесия Эмесского «О природе человека»: Критика и рецепция

Авторы

  • Фокин А. Р. Институт философии РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия; Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2018-30-3-97-131

Ключевые слова:

философия, христианство, антропология, психология, душа, человек, тело, энтелехия, воля, разум, Аристотель, Немесий Эмесский

Аннотация

В статье показывается, что в трактате Немесия Эмесского «О природе человека» (кон. IV - нач. V в. по Р. Х.), представляющем собой одну из самых ранних христианских попыток рецепции философских учений о душе и ее способностях, широко используется наследие Аристотеля, причем не только его трактат «О душе», но и «Никомахова этика», а также многие логические и естественнонаучные сочинения Стагирита. Демонстрируется, какие положения аристотелевской психологии Немезий принимает и использует для построения христианской антропологии, а какие он считает неприемлемыми для нее. Автор останавливается на таких пунктах учения Аристотеля, как логико-философское определение человека, которое христианский мыслитель рассматривает в свете библейского вероучения, а также на аристотелевском определении души как первой энтелехии естественного тела, которое Немесий подвергает последовательному критическому анализу, противопоставляя ему платоновское представление о душе как бессмертной, бестелесной и независимой от тела субстанции, являющейся принципом жизни и движения. Отдельно рассматривается изложение Немесием учения Стагирита о структуре души и ее способностях, включающее пять способностей (роста, ощущения, передвижения в пространстве, стремления и размышления) и две части - разумную и неразумную. Делается вывод о том, что учение Немесия о душевных способностях следует признать эклектическим, поскольку аристотелевские представления в нем соединены с платоническими и стоическими. Здесь же затрагивается оценка Немесием аристотелевского учения об удовольствии, счастье и добродетелях. Наконец, большое место отводится рецепции Немесием аристотелевского учения о свободе выбора и волевом акте. Высказывается предположение, что в представлении о свободном выборе как синтезе желания, обсуждения и решения Немесий проявляет бóльшую независимость от мысли Аристотеля. Констатируется, что учение Немесия о душе и ее способностях, в котором синтезированы мнения различных философских школ, в том числе школы Аристотеля, с христианскими представлениями о человеческой природе, оказало огромное влияние на последующее развитие христианской антропологии и психологии как в византийской патристике, так и в западной схоластике.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фокин А. Р., Институт философии РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия; Московская духовная академия

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, заведующий кафедрой Богословия ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия, профессор кафедры Богословия Московской духовной академии

Библиографические ссылки

Aristotles. De anima / Ed. W. D. Ross. Oxford, 1961.

Aristotelis Ethica Nicomachea / Ed. I. Bywater. Oxford, 1894.

Nemesii Emeseni De natura hominis / Ed. M. Morani. Leipzig, 1987.

Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912.

Немесий Эмесский // Морескини К. История патристической философии. М., 2011. С. 738-742.

Солопова М. С. Немезий Эмесский // Античная философия: Энциклопедический словарь / Сост. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. М., 2008. С. 501-503.

Фокин А. Р. Немезий Эмесский // ПЭ. 2017. Т. 48. С. 619-630.

Фокин А. Р. Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника // Философский журнал. 2017. № 10.2 С. 38-61.

Янг Ф. М. Немезий Эмесский // Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст. М., 2013. С. 360-376.

Amand D. Fatalisme et liberté dans l’antiquité grecque. Amst., 1973.

Dobler E. Nemesius von Emesa und die Psychologie des menschlichen Aktes bei Thomas von Aquin. Eine quellenanalytische Studie. Freiburg, 1950 (Diss.).

Morani M. La tradizione manoscritta del "De natura hominis" di Nemesio. Milano, 1981.

Раlаnсiuс А., Chase M. Némésius d'Émèse // Dictionnaire des philosophes antiques / Éd. R. Goulet. P., 2005. T. 4. P. 625-654.

Sharples R. W. Introduction // Nemesius of Emesa. On the nature of man / Transl. Ph. van der Eijk, R. W. Sharples. Liverpool, 2008 (Translated texts for historians 49) P. 1-32.

Sharples R. W. Notes // Nemesius of Emesa. On the nature of man / Transl. Ph. van der Eijk, R. W. Sharples. Liverpool, 2008. P. 35-222 (Translated texts for historians 49).

Telfer W. Nemesius of Emesa: general introduction // Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa / Ed. W. Telfer. L., 1955. P. 203-223 (Library of christian classics 4).

Telfer W. The Birth of Christian anthropology // Journal of theological studies. New series. 1962. Vol. 13. P. 347-354.

Verbeke G., Moncho J. R. Introduction // Némésius d'Émèse. De natura hominis. Traduction de Burgundio de Pise / Éd. crit., introd. sur l'anthropologie de Némésius par G. Verbeke, J. R. Moncho. Leiden, 1975 (Corpus latinum commentariorum in Aristotelem graecorum. Sup. 1).

Dobler E. Zwei syrische Quellen der theologischen Summa des Thomas von Aquin: Nemesios von Emesa und Johannes von Damaskus: ihr Einfluss auf die anthropologischen Grundlagen der Moraltheologie. Freiburg, 2000.

Загрузки

Опубликован

2018-08-15

Как цитировать

(1)
Фокин, А. Р. Аристотелевское учение о душе в трактате Немесия Эмесского «О природе человека»: Критика и рецепция. БВ 2018, 97-131.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории