Значение термина μυστήριον в раннехристианских текстах и его роль в формировании христианской мистики и мистического богословия в доникейский период

Авторы

  • Карасев Н., протоиерей

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-63-92

Ключевые слова:

мистика, христианство, богословие, Септуагинта, сщмч. Игнатий Богоносец, Климент Александрийский, Ориген

Аннотация

Единство мистического опыта фиксируется в терминах μυστήριον, μύστης, μυστικός, μυσταγωγία и др. Богословское обоснование эта лексика получает в тексте Священного Писания: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного»1. Автор показывает, что раннехристианские богословы стремились воплотить эти слова в жизнь. В соответствии с этим выделяются два аспекта развития мистического богословия. Первый связан с осмыслением Откровения Премудрости Божией, которое не всегда можно выразить словесно (мистика познания, гностический аспект); второй - с опытным постижением и приобщением полноте Божества (мистика единения, онтологический аспект). В основе мистического христианского опыта лежит событие Боговоплощения, или соединения Боже- ственной (нетварной) и человеческой (тварной) природ в Иисусе Христе - Сыне Божием и Сыне Человеческом, что является краеугольным камнем всей православной мистики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Карасев Н., протоиерей

кандидат философских наук

Библиографические ссылки

Гиллквист П. Возвращение домой: От протестантизма к православию. Духовная жизнь в Америке. М., 1996.

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/418840.html (дата обращения 23.11.2016).

Отношения православной Церкви с остальным христианским миром. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html (дата обращения 13.05.2017).

Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005.

About Credenda. URL: http://www.credenda.org/index.php/ About-Us/about-credenda.html (дата обращения 5. 05. 2017).

Andrews R. D. Baptists target the Orthodox, 2007. URL: http://www. orthodoxytoday.org/view/andrews-baptists-target-the-orthodox (дата обращения 5.05.2017).

Barnes P. The Non-Orthodox. The Orthodox teaching on christians outside of the Church. Salisbury (MA), 1994.

Bray G. Gerald Bray responds to the Biola Statement and Don Fairbairn // East-West Church ministry report. 2000. Vol. 8. № 3. P. 10.

Eastern Orthodox Theology: A contemporary reader / Ed. D. B. Clendenin. Grand Rapids, 1995.

Clendenin D. B. Why I'm not orthodox. An evangelical explores the ancient and alien world of the Eastern church // Christianity today. 1996. Vol. 41. № 1. P. 32-41.

Fairbairn D. Don Fairbairn Responds to the Biola Statement on Eastern Orthodoxy // East-West Church ministry report. 2000. Vol. 8. № 3. P. 8-10.

Guillquist P. Becoming Orthodox: A Journey to the Ancient Christian Faith. Ben Lomond (California), 1989.

Jackson P. Why Isn't Clendenin orthodox // Orthodox America. 1997. Vol. 17. № 2. P. 149-150.

Jones D. Eastern Heterodoxy // Credenda Agenda. 1994. Vol. 6. № 5.

Kahnis K. F. A. Über die Principien des Protestantismus. Leipzig, 1865.

Kalvesmaki J. What Evangelicals should know about Negrut's assessment of Eastern Orthodoxy. URL: http://www.loimission.net/wp-content/uploads/2014/08/ KalvesmakiJ-What-Evangelicals-should-know-about-Negruts-assessment-of-EasternOrthodoxy.pdf (дата обращения 05.05.2017).

Karmiris J. Concerning the Sacraments. Clendenin, 1995.

Nassif B. Eastern Orthodoxy and Evangelicalism: The status of an emerging globaldDialogue // Scottish bulletin of Evangelical Theology. 2000. Vol. 18. № 1. P. 51-55.

Negrut P. Searching for the true Apostolic Church: What evangelicals should know about Eastern Orthodoxy // Christian research journal. 1998. Vol. 20. № 3. P. 26-36.

Orthodox christian information center 1996 - Orthodox christian information center URL: http://orthodoxinfo.com (дата обращения 5.05.2017).

Saucy R. L., Coe J., Gomes A. W. Task force report: eastern orthodox teachings in comparison with the doctrinal position of Biola University. Los Angeles, 1998.

Spann M. Witnessing to people of eastern orthodox background: Turning barriers of belief into bridges to personal faith. Alpharetta (GA), 2001.

Stammer L. B. Biola University finishes probe of Orthodox Faculty // Los Angeles Times. 1998. May 9. P. 28.

Swanson S. A. Higher education: Universities question orthodox conversions // Christianity today. 1998. Vol. 42. № 9. P. 21-23.

The UnReformed Truth. A Response to the Credenda Agenda. URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/credenda_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).

Theodoridis A. An overview of orthodoxy by way of a reply to Daniel Clendenin. URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/clendenin_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).

Ware T. The Orthodox Church: An introduction to Eastern Christianity. L., 1993.

Whiteford J. My Response to Dan Clendenin's article "Why I'm not Orthodox". URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/clendenin.aspx (дата обращения 5.05.2017).

Whiteford J., Barnes P. Miles from the truth. A response to "Thema: Eastern Heterodoxy". URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/thema_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).

Загрузки

Опубликован

2018-12-15

Как цитировать

(1)
Карасев, Н. Значение термина μυστήριον в раннехристианских текстах и его роль в формировании христианской мистики и мистического богословия в доникейский период. БВ 2018, 63-92.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории