Mesyatseslovs Memory of the Russian Orthodox Church

Authors

  • Macarius (Veretennikov), archimandrite Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2020.38.3.007

Keywords:

Orthodox mesyatseslov, Orthodox holidays, Orthodox fasts

Abstract

The article is devoted to the content, General principles of construction and characteristic features of the calendar, or mesyatseslov, of the Russian Orthodox Church. The author uses methods of analysis and synthesis. As a result, the following generalizations are made. The mesyatseslov was brought to Russia from Byzantium in a fairly complete form, but in the course of historical development it was supplemented with special Russian holidays. The calendar-mesyatseslov is a grandiose council of saints who have labored in different places over the centuries, the unity of the Church of Heaven and earth, the history of holiness and the history of our Church. Liturgical texts composed by hymnographers, which are sung and read in churches, are dedicated to the mesyatseslovs memory. Traditionally, the day of the death of saints, the memory of the discovery of the relics of saints, the transfer of their Holy relics, or the day of the canonization of saints, less often - the day of their birth are honored. Russian people’s phenological observations are related to their daily activities and are linked to mesyatseslov, which indicates its penetration into the daily life of the Russian people.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Macarius (Veretennikov), archimandrite, Moscow Theological Academy

Doctor of theology, Professor of Мoscow Theological Аcademy

Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia

References

Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Киïв: Час, 1991.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. 1: 1294–1598. СПб.: в Тип. 2-го отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836.

Белокуров С. А. Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 году. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1891.

Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачёва и др. Т. 4: XII век. СПб.: Наука, 1997.

Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся; / изданная Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Императорском Московском университете. М.: В типографии Компании типографической, 1788. Ч. 6.

Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и чудеса его: к 400-летию Троцкого Данилова монастыря в ПереяславлеЗалесском (15 июля 1508 г. — 16 июля 1908 г.) / изд. [и предисл.] проф. С.И. Смирнова. М.: Синод. тип., 1908. С. 49–50.

Жития святых в русской поэзии. М.: Лодья, 1999.

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского: в 12 кн. М.: Ковчег, 2010. Кн. 8. [напечатано по изд.: М.: Синод. Тип., 1904–1911].

Иностранцы о древней Москве. Москва XV–XVII вв.: [сборник / сост. М. М. Сухман]. М.: Столица, 1991.

Кирилл (Павлов) архим. Проповеди. Сергиев Посад: СТСЛ, 2003.

Лобакова И. А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

Лосева О. В. Русские Месяцеcловы XI–XIV веков. М.: Памятники ист. мысли, 2001.

Макарий, архим. Эпоха новых чудотворцев. (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // АО. 1997. № 2 (13). С. 128–144.

Максим (Кроха), еп. Омский и Тюменский. Послание клиру и мирянам Омской епархии // ЖМП. 1984. № 12. С. 25–26.

Мансикка В. П. Житие Александра Невского: разбор редакций и текст. СПб.: [Б. и.], 1913.

Минея общая новомучеником и исповедником Российским. М.: изд. МП, 2012 (слав. яз.). Минея служебная. Июнь. М.: изд. МП, 1986. Ч. 1; Ч. 2; Июль. 1988. Ч. 3.

Минея служебная. Ноябрь. М.: изд. МП, 1980. Ч. 1.

Настольная книга священнослужителя. Т. 2: Месяцеслов (Сентябрь–Февраль). М.: изд. МП, 1978; Т. 3: Месяцеслов (Март–Август). М., 1979.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М.: НПФ «Рос. семена», 1996. Определения Священного Синода // ЖМП. 1997. № 8. С. 14.

Первое празднование Собору Тверских святых // ЖМП. 1979. № 11. С. 15–21.

Повесть о победах Московского государства / издание подготовил Г. П. Енин. Л.: Наука: Ленингр. отделение, 1982.

Пролог: в 2 кн. Кн. 2: Март–Август. М.: изд. Сретенского монастыря, 2003 [Репринтное воспроизведение изд.: М.: Синодальная тип., 1895–1896].

Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сириянина и расположенных по порядку псалмов Давидовых. М.: Афонск. Пантелеймонов монастырь, 1913.

ПСРЛ. М.: Яз. славян. культуры, 2000. Т. 10; Т. 13; СПб.: изд. Археографической коммиссии, 1910. Т. 14.

Святцы. М.: Печатный двор, 1646. Л. 294–294 об.

Святые русские Римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подгот. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: ПСТГУ, 2009.

Синодик Колясниковской церкви / печатан иждивением потомственного почетного гражданина Г. В. Юдина. [СПб.], 1896. Л. 157–159.

Слово на освящение обновленного храма // ХЧ. 1839. Ч. 3. С. 82–83.

Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных святителем Макарием, Митрополитом Московским и всея Руси. Творение смиреннаго чернеца Григория, обители великаго Евфимия Суждальскаго // Минея служебная. Июль. М.: изд. МП, 1988. Ч. 2. С. 209–226.

Служба святителю и чудотворцу Николаю в честь и память явления чудотворныя его иконы Великорецкия. Вятка: [Б. и.], 2004.

Триодь цветная. М.: изд. МП РПЦ, 1975.

Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / [сост., переводы и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева]. М.: Гослитиздат (Ленингр. отделение), 1957.

Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / сост. С. Н. Азбелев. М.: Рус. кн.: Полиграфресурсы, 1999.

Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа по списку 1597 г. // Культура славян и Русь. М.: Наука, 1998. С. 230–237.

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной Приснодеве Марии Богородице. Составлено по подобию псалмов. М.: тип. И. Ефимова, 1883.

Литература

Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // ЖМП. 1983. № 10. С. 74–78; №11. С. 69–72.

Антоний, игум. Вечные загробные тайны: как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки: По учению Священного Писания, отцев и учителей Церкви. М.: Афонский русский Пантелеймонов монастырь, 1914.

Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.

Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв.: опыт историко-художественной классификации: в 2 т. Т. 2: XVI — начало XVIII века. М.: Искусство, 1963.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1882.

Беляев С. А. Богослужение в честь Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля // ЖМП. 1996. №7. С. 75–78.

Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв.: источники для изучения истории русской медицины. М.: Медгиз, 1960.

Болотов В. В. Михайлов день: Почему Собор Св. Архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. СПб.: тип. А. Катанского и К°, 1892.

Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М.: Наука, 1997.

Величко А. М. История Византийских императоров: в 5 т. М.: ФИВ, 2010. Т. 4. Византийские легенды / сост. С. В. Полякова. Л.: Наука, 1972.

Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // Византийский временник. М., 1965. Т. 26. С. 208–218.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Имп. Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903.

Гранстрем Е. Э. Почему Митрополита Климента Смолятича называли Философом // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20–28.

Греков Б. Д. Юрьев день и заповедные годы // Известия Академии наук СССР. Серия VI. Т. 20. № 1–2. Л., 1926. Т. 20. С. 67–84.

Даль В. Пословицы русского народа: в 3 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 3.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М.: М. О. Вольф, 1880–1882.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1982. Т. 4.

Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви: в 2 т. М.: Отчий дом, 1996 [Репринтное воспроизведение изд.: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви протоиерея Г. С. Дебольского. СПб.: И. Л. Тузов, 1901].

Дергачёва И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Круг, 2004.

Димитрий, игум., Пивоваров Б., прот. Праздничное Богослужение в Тобольске и Томске // ЖМП. 1984. № 12. С. 26–27.

Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве: альбом / Старообрядческая архиепископия Московская и всея Руси. М.: Изогиз, 1956.

Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М.: изд. МП РПЦ, 1993.

Игнатия, мон. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве // БТ. 1982. Сб. 23. С. 59–93.

Игнатия, мон. Преподобный Косма Маиумский и его каноны (духовные размышления) // БТ. М., 1981. Сб. 22. С. 116–138.

Икономос К. О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи. СПб.: Мор. тип., 1826.

Красносельцев Н. Ф. К истории православного Богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. М.: Либроком, 2011 [Репринтное воспроизведение изд.: Казань: тип. Имп. ун-та, 1889].

Крашенинникова О. А. К истории формирования памятей Октоиха // БТ. 1996. Сб. 32. С. 260–268.

Кузьмин А. В. На пути в Москву. Очерки генеалогии военно-служащей знати СевероВосточной Руси XIII — середины XV в. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014. Т. 1.

Лепахин В. Преподобный Моисей Угрин — «второй», или «другой», Иосиф // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 370–389.

Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон: историко-археологическое исследование. СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1911.

Лихачёв Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976.

Лосева О. В. Храм Гроба Господня в русской календарной традиции // Исследование книжных памятников. История. Филология. Источниковедение. Сборник научных статей. М.: Пашков дом, 2000. С. 36–43.

Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 2; 1996. Кн. 6.

Макарий (Веретенников), архим. «Опалеста ему очи от огня» Митрополит Макарий и московский пожар 1547 года // Московский журнал. 2011. № 4 (244). С. 48–51.

Макарий (Веретенников), архим. Древнее «часомерие» // Макариевские чтения: «Воинство земное — воинство небесное»: Материалы XVIII Всероссийской научной конференции, памяти святителя Макария. Посвящается 65-летию Великой победы. Можайск, 2011. Вып. 18. С. 152–158.

Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV–XVI веков. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль», 1998. С. 5–22.

Макарий (Веретенников), архим. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). М.: Московский журнал «История государства Российского», 2013. С. 119–121.

Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: изд. Сретенского монастыря, 2016.

Макарий (Веретенников), архим. Святой равноапостольный князь Владимир — Креститель земли Русской. Можайск; Барнаул: ИП Колмогоров И. А, 2019.

Макарий (Веретенников), архим. Христианское благочестие: история и традиции. М.: изд. Московского подворья СТСЛ, 2019.

Макарий, архим. Небесного Иерусалима граждане. Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Отечества // Православная беседа: журнал для семейного чтения. 1996. №1. С. 24.

Макарий, архим. Святая равноапостольная Мария Магдалина // АО. 2009. № 1 (54). С. 175–187.

Макарий (Веретенников), архим. Преподобный Серапион Кожеезерский // БТ. 1996. Сб. 32. С. 5–14.

Макарий, архим. Триодная память мученика Феодора Тирона // АО. 2002. № 3 (33). С. 103–108.

Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. 1984. Сб. 2 (12). С. 203–210.

Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги // ПрибТСО. 1883. Ч. 32. С. 514–574.

Мурьянов М. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109–126.

Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: очерки: в 2 ч. СПб.: Мир, 2007. Ч. 1.

Назаров В. Д. Юрьев день // Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 16. С. 828–829.

Нерсесян Л.; Суховерков Д. Богоматерь Донская. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2017.

Никитин В. А. Праведный Иоанн Русский, Исповедник (К 250-летию со времени преставления) // ЖМП. 1980. № 6. С. 67–72.

Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах. СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1885.

Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652–1700 годы: исследования и публикации: в 3 кн. М.: Наука, 2011. Кн. 2.

Поппэ А. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 304–336.

Преображенский А. С. Ранние изображения владимирский святых: становление иконографической традиции // «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре: международная научная конференции (Владимир, 5–6 июня 2011 года). Владимир: [Б. и.], 2013. С. 114–115.

Пуцко В. Г. Киевские мученики-варяги // Вестник русского христианского движения. 1984. № 141. С. 178–196.

Романенко Е. В. «Соборы русских святых» как региональные и надрегиональные «места памяти» Московской Руси XV–XVIII вв. // Места памяти Руси конца XV–XVIII в. М.: Политическая энциклопедия, 2019. С. 169–203.

Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки. М.: изд. Московского университета, 1984. С. 59.

Сазонова Л. И. Повесть об Алексее Римском в третьем — пятом изданиях Про́лога и политический смысл темы Алексея в литературе 1660–1670-х годов // Литературный сборник XVII века «Про́ лог» / подгот. О. А. Державина, А. С. Демин, А.С. Елеонская и др.; под ред. А. С. Демина. М.: Наука, 1978. С. 99–106.

Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: Северный паломник, 2011.

Симон, архиеп. Рязанский и Касимовский. Святой благоверный Роман, Рязанский страстотерпец // ЖМП. 1979. №12. С. 64–69.

Словарь русского языка XI–XVII вв. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; редкол.: С. Г. Бархударов (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1977. Вып. 4; 1979. Вып. 6; 1981. Вып. 8; 1986. Вып. 11; 1995. Вып. 21; 2000. Вып. 24; 2006. Вып. 27; 2011. Вып. 29.

Снегирёв И. М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М.: тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1857.

Сокровища музеев России: в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства». М.: Парадиз, 2018.

Сравнительное обозрение старинных Типиконов или церковных Уставов, употреблявшихся в Русской Церкви до Патриарха Никона // ПС. 1865. Ч. 1. С. 141–142.

Стрельников С. В. Потомки Петра Ордынского и Карашская слобода // Исследования по истории средневековой Руси. М.: Альянс-Архео; СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2006. С. 223–229.

Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1882.

Турилова А. А. Два византийских историко-литературных сюжетца // Σοφία. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. М.: Северный паломник, 2006. С. 455–462.

Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа // ПС. 1857. Кн. 4. С. 814–856.

Успенский Н. Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // БТ. 1968. Сб. 4. С. 191–201.

Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Сергиев Посад: СТСЛ, 1995.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно / ред. С. В. Харитонова. СПб.: Русская симфония, 2008.

Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». СПб.: Дмитрий Буланин, 2011.

Чёрный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.

Щенникова Л. А. Великая святыня России чудотворная икона Богоматерь Владимирская в русской культуре. М.: ООО «Союз Дизайн», 2010.

Щенникова Л. А. Донская икона Божией Матери. СПб.: Метропресс, 2014. (Русская икона: образы и символы; 23).

Щенникова Л. А. Святыня земли Владимирской. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира. История и художественный образ. Владимир: Вит-принт, 2013.

Published

2020-08-15

How to Cite

(1)
Veretennikov М. Mesyatseslovs Memory of the Russian Orthodox Church. БВ 2020, 160-198.

Issue

Section

History of the Russian Orthodox Church: prerevolutional period

Categories

Most read articles by the same author(s)

1 2 > >>