On Synthesis of «Legal» and «Natural» Understanding of Redemption
DOI:
https://doi.org/10.31802/%20GB.2025.57.2.007Keywords:
atonement, satisfaction of divine justice, natural unity, incarnation, late Byzantine theologyAbstract
The article aims to analyse and compare the understanding of Redemption by Anselm of Canterbury, whose teaching was adopted by the Russian «school» theology of the XIX century, and the views of the critics of the «legal» understanding of Redemption in the end of the XIX — beginning of the XX century. Sources for the research include Anselm’s treatise Cur Deus Homo as well as works by Russian and Byzantine theologians. The author comes to a conclusion that the views of the main adherents and opponents of «juridicalism» in Russian theology do not contain fundamental contradictions, but complement each other; however, both Russian «school» theology and Anselm downplayed the aspect of Christ’s assumption of human nature in the Incarnation, which is necessary for understanding Redemption. The article also analyses Byzantine theological heritage not taken into account by the participants in the «dispute over Redemption», including the works of Bishop Nicholas of Methone, St. Gregory Palamas and St. Nicholas Kabasilas. The examination shows the possibility and necessity of a synthesis of «legal» and «natural» understanding of Redemption in Orthodox theology.
Downloads
References
Anselmus Cantuariensis. Cur Deus homo // S. Anselmi Cantuariensis archiepiscopi opera omnia / ed. F. S. Schmitt. Vol. 2. Edinburgi: Nelson, 1946. P. 39-133.
Gennadius Scholarius. Orationes et Panegyrici // Oeuvres complètes de Georges Scholarios. Vol. 1: Oeuvres oratoires, traités théologiques sur la Providence et sur l’âme / éd. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. Paris: Maison de la bonne presse, 1928. P. 1-246.
Gregorius Nazianzenus. Oratio XLV in sanctum pascha // PG. T. 36. Col. 621-664.
Gregorius Palamas. Homiliae I-XX // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἅπαντα τὰ ἔργα / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Т. 9. Θεσσαλονίκη: Πατερικαὶ Ἐκδόσεις Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς, 1985. (Ἕλληνες Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας (ΕΠΕ); τ. 72). Σ. 26-596.
Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // PG. T. 90. Col. 244-786.
Nicolaus Cabasilas. Vita in Christo // PG. T. 150. Col. 491-726.
Nicolaus Methonaeus. Orationes // Ἐκκλησιαστικη βιβλιοθήκη ἐμπεριεχουσα Ἑλλήνων θεολόγων συγγράμματα, ἐκ χειρόγραφων τῆς ἐν Μόσχᾳ βιβλιοθήκης νῦν πρῶτον ἐκδιδόμενα ἀρχιμανδρίτου Α. Κ. Δημητρακοπόλου. Τ. 1. Ἐν Λειψιᾳ, 1866. [Hildesheim: G. Olms, r1965]. P. 219-380.
Геннадий Схоларий, патр. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2007. С. 411-432.
[Григорий Палама, свт.] Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Москва: Паломник, 1993.
Иларион (Троицкий), сщмч. Богословие и свобода Церкви // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: [в 3 т.]. Т. 2. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 235-263.
Иларион (Троицкий), сщмч. Вифлеем и Голгофа (письмо к Другу) // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: [в 3 т.]. Т. 2. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 277-288.
Иларион (Троицкий), сщмч. Триединство Божества и единство человечества // По образу Святой Троицы: сборник богословских статей. Сергиев Посад: СТСЛ, 2013. С. 73-102.
Макарий (Булгаков), митр. Святого отца нашего Димитрия, Ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское чтение. 1842. Ч. 4. № 12. С. 311-521.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Москва: Паломник, 1999.
[Максим Исповедник, прп.] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I-LV / пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. Москва: Мартис, 1993.
Николай Кавасила, прав. О жизни во Христе. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
[Платон (Лёвшин), митр.] Поучительные слова при высочайшем дворе е. и. в. … государыни Екатерины Алексеевны … и в других местах с 1763 года по 1778 год. Т. 8: Катихизис, или Первоначальное наставление в христианском законе, которое по обычаю в Московской славяно-греко-латинской академии издавна принято было, преосвященным Платоном, архиепископом Московским и Калужским в то время, как он был в помянутой Академии пиитики учителем, всенародно толковано было в академической аудитории, с сентября 1757 по 15 июля 1758 года. Москва: Сенатская тип., у Ф. Гиппиуса, 1781.
Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении: Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1910.
Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) / архимандрит Сильвестр, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2008.
Феофан Затворник, свт. Толкование первых восьми глав Послания св. апостола Павла к Римлянам. Москва: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1890.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие: в 2 ч. / сочинение Филарета, архиепископа Черниговского. Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864.
Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Москва: Синод. тип., 1895. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2008.
Антоний (Храповицкий), митр. Догмат Искупления // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 8/9. С. 155-167 (начало).
Вайнштейн Д. Е. К вопросу об онтологическом единстве человеческой природы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 112. С. 129-143.
Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2007.
Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2023.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010.
Серафим (Соболев), свт. Искажение православной истины в русской богословской мысли. София: [Б. и.], 1943.
Флоровский Г., прот. О смерти крестной // Православная мысль. 1930. № 2. С. 148-187.
Хондзинский П., прот. Русское «новое богословие» в конце XIX - начале XX в.: к вопросу о генезисе и содержательном объеме понятия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 121-141.
Черемухин П. А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии // Богословские труды. 1964. Сб. 3. С. 145-185.
Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford: Oxford University Press, 2012.
Νέλλας Π. Ἡ περὶ δικαιώσεως διδασκαλία Νικολάου τοῦ Καβάσιλα. Συμβολὴ εἰς τὴν ὀρθόδοξον σωτηριολογίαν. Πειραιεὺς: Σ. Καραμπερόπουλος, 1975. Ἀθήναι: Ἁρμός, r2011.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.





