Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания

Authors

  • Алексей Сидоров Московская Духовная Академия

Abstract

Всё православное вероучение, так же, как и христианское житие, кажется сотканным из видимых противоречий, которые представляются падшему и греховному рассудку человеческому неразрешимыми. Однако эти противоречия (например, антиномия Единства и Троичности Бога) остаются таковыми лишь для тех, кто пребывает вне ограды Церкви, или для только что вошедших в неё, а для стремящихся ревностно следовать «тесным и узким путём» они преодолимы. Причём разрешение таких противоречий осуществляется не столько способом дискурсивно-понятийного мышления, сколько стяжанием духовного опыта, объединяющего ум и сердце. Понятийное мышление является здесь не более чем сопутствующим фактором. Именно духовный опыт, включающий в себя и духовную брань, и стяжание добродетелей (в первую очередь, смиренномудрия), и литургическую жизнь, и науку молитвы, и т. д., есть главный путь обретения доступной для человека полноты христианского ведения. Этот путь и заповедан нам святыми отцами.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Алексей Сидоров , Московская Духовная Академия

кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии

References

Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978.

Schwalm M.-B. Les controverses des Péres grecs sur la science du Christ // RThom 12. 1904. P. 12-47; 257-297.

Lebreton J. Histoire de dogme de Trinité des origins au concile de Nicee. T. I. Paris, 1927. P. 581-586.

Hanna Edward J. The Human Knowledge of Christ // The New York Review. A Journal of the Ancient Faith Modern Thought 1. 1905- 1906. P. 303-316; 425-436; 597-615.

Claverie F. La science du Christ // RThom 16. 1908. P. 385-410.

Lebreton J. L'ignorance du jour du jugement // Recherches de science religieuse 8. 1918. P. 281-289.

Boyer Ch. Dieu pouvaitil créer l'homme dans l'état d'ignorance et de difficulté? Etude de quelques textes augustiniens // Gregorianum 11. 1930. P. 32-57.

Dubarle A.-M. L'ignorance du Christ chez saint Cyrille d'Alexandrie // Ephemerides theologicae Lovanienses 16. 1939. P. 111-120.

Doignon J. Y a-t-il, pour Hilaire de Poitiers, une «inintelligentia» de Dieu? Etude critique et philologique // ViC 33. 1979. P. 226-233.

Margerie B. de. The Human Knowledge of Christ. Boston, 1980; Most W. G. The Consciousness of Christ. Arlington: Christendom College Press, 1980;.

Most W. G. Free from all Error. Libertyville: The Franciscan Marytown Press, 1985;.

Drefus F. Did Jesus Know He was God? Chicago: Franciscan Herald Press, 1989;.

Becerro Rodriguez J. J. The human knowledge of Jesus Christ in the Spanish handbook of theology (1900-1962). Universidad de Navarra (Spain), 1993. 392 p. (Dissertation);.

Madigan K. Christus Nesciens? Was Christ Ignorant of the Day of Judgment? Arian and Orthodox Interpretation of Mark 13:32 in the Ancient Latin West // Harvard Theological Review 96/3. 2003. P. 255-278.

Bellini F. Did Jesus Know He was God? The Humane Knowledge of Jesus (http://www.ourladyswarriors.org/ articles/jesusknow.htm).

Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996.

Климент Александрийский. Строматы / Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1892. С. 789.

Eustathii Antiocheni, patris Nicaeni. Opera quae supersunt omnia / Ed. J. H. Declerck. Turnhout/Leuven, 2002. P. 164 (CCSG 51).

Jugie M. La doctrine christologiques de Diodore de Tarse // Euntes Docete 2. 1949.

Lebon J. Le monophysisme severien. Lovanii, 1909.

Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. V. II Pt. 4. The Church of Alexandria with Nubia and Ethiopia after 451. London, 1996.

Мейендорф И., протопресв. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 96-97.

Larchet J.-C. La divinization de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 309-312.

Louth A. St. John Damascen. Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002.

Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. II. М., 1999. С. 96-98.

Скабалланович М. Communicatio idiomatum // ПБЭ. Т. XII. СПб., 1911. С. 585-617.

Шёнборн К. Бог послал Сына Своего. Христология. М., 2002.

Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. V. II. Pt. 2. The Church of Constantinople in the Sixth Century. London, 1995.

Moloney R. Approach to Christ's Knowledge in the Patristic Era // Studies in Patristic Christology / Ed. by Th. Finan and V. Twomey. Dublin, 1998.

Published

2024-12-11

How to Cite

(1)
Сидоров , А. . Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания. БВ 2024, 229-272.

Issue

Section

Патрология