Грезин П.К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма

Authors

  • Пётр Грезин Московская Духовная Академия

Abstract

Термин «ипостась», заимствованный из античный философии, получил чрезвычайно важное значение в богословии отцов Церкви, в разрешении триадологических, христологических и других богословских споров II–VIII вв. и позднее. В творениях святых отцов слово «ипостась» использовалось не только как специальный термин из того же смыслового поля, что и «лицо», «субъект», «личность», но и как обычное слово со значениями, весьма далёкими от богословия, и как философский термин со значением сущности, субстанции. Многозначность этого слова едва ли поддаётся полному учёту и систематизации: основа, подпора, фундамент, осадок, твёрдость, уверенность, сущность, существование и др. Но за всей этой полисемией осознавался центральный момент: что-то основательное и реальное, хотя и не именуемое, действительно сущее и истинное, хотя и скрытое под мнимым и кажущимся. Что именно это такое? На этот вопрос в триадологии, христологии, антропологии и других областях богословия были даны различные ответы. Однако во всей этой исторической пестроте и разноголосице нельзя не видеть линии преемственности.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Пётр Грезин, Московская Духовная Академия

кандидат богословия 

доцент МДА

References

Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (From B. C. 146 to A. D. 1100). New York, 1900. P. 1125.

Dörrie H. «Hypostasis». Wortund Bedeutungsgeschichte // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen 1. 1955. S. 35-92.

Hollander H. W. ὑπόστασις // Exegetical Dictionary of the New Testament / Ed. by H. Balz and G. Schneider. Michigan, 1990. V. 3. P. 406.

Köster. ὑπόστασις // Theological Dictionary of the New Testament / G. Kittel, G. Friedrich (Ed.). Transl. and Editor G. W. Bromiley. Michigan, 1983. V. 8, P. 572-589.

Zizioulas J. D. Being as Communion. Studies in Personhood and the Church. New York, 1985. P. 38.

Татиана речь против эллинов / Пер. П. Преображенского // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. С. 14-15.

Климент Александрийский. Строматы. / Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1892. С. 482). Е. Афонасин в своем переводе передает ζῶσα ὑπόστασις как «жизненная сущность» (Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4-5) / Пер. Е. Афонасина. СПб., 2003.

Fragmenta / Ed. F. W. A. Mullach // Fragmenta philosophorum Graecorum. T. 2. Paris, 1867. TLG 1890/1.

Лосев. А. Ф. Нумений // Лосев А. Ф. Словарь античной философии: Избранные статьи. М., 1995. С. 78-79.

Crousel H., Simonetti M. Introduction // Origène. Traité de principes. T. I. Paris, 1978. P. 40. (SC 252).

Шичалин Ю. А. Душа и космос в 10-11 [V, 1-2] трактатах Плотина // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века. М., 2005.

Chitchaline I. A. A propos du titre du traité de Plotin ΠΕΡΙ ΤΩΝ ΤΡΙΩΝ ΑΡΧΙΚΩΝ ΥΠΟΣΤΑΣΕΩΝ // REG 105. 1992. P. 253-261.

Шичалин Ю. А. По поводу названия трактата Плотина ΠΕΡΙ ΤΩΝ ΤΡΙΩΝ ΑΡΧΙΚΩΝ ΥΠΟΣΤΑΣΕΩΝ // Вестник древней истории 4 1986. С. 118- 125.

Whitteker T. The Neo-Platonists. Cambridge, 1928.

Евсевий Памфил. Сочинения. Том I. Церковная история. СПб., 1858. С. 357- 359.

Карсавин Л. П. Святые Отцы и Учители Церкви. Париж. Б. г. C. 89. EDN: TAYQZZ

Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. СПб., 1882. С. 180.

Сагарда Н. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004.

Picavet F. Esquisse d’une histoire générale et comparée des philosophies médiévales. Paris, 1907. P. 50-51.

Плотин. Эннеады. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб., 2005.

Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Т. 1. СП, 1914.

Св. Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры / Пер. Н. Сагарды // Творения св. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. С. 121.

Сидоров А. И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 86.

Флоровский Г. В., прот. Восточные Отцы IV века. М., 1992.

Joannou P. P. Discipline générale antique (IV-IX). T. 1. Pars 2. Les canones des Synodes Particuliers. Roma, 1962. Can. 50, 51.

Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879.

Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. СПб., 1917.

Златов Г., свящ. Терминология святителя Афанасия Александрийского в учении о Сыне Божием в ее последовательном развитии // Вера и разум. 1909, № 13-14. С. 1-10.

Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927.

Смирнов С., прот. Терминология Отцов Церкви в учении о Боге // ПрибТСО. Ч. 35. М., 1885.

Dillon J. The middle Platonists. 80 B. C. to A. D. 220. New York, 1977.

Kelly J. Early Christian Creeds. London, 1952.

Wolfson H. A. The philosophy of the Church Fathers. Vol. I. Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge, 1956.

Published

2024-12-11

How to Cite

(1)
Грезин, П. . Грезин П.К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма. БВ 2024, 191-228.

Issue

Section

Исслед., статьи и публикации по наукам богословским, философским и историческим