Урим и туммим в Древнем Израиле: критический анализ источников и гипотез

Авторы

  • Выдрин Андрей, иерей Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2019-34-17-38

Ключевые слова:

Библия, Ветхий Завет, Книги Царств, воля Божия, Древний Израиль, Кумран, экзегеза священного текста, Саул, Давид, священник, эфод, камни нагрудника, урим и туммим, оракул, пророчество, жребий, откровение

Аннотация

В статье анализируются основные научные гипотезы о том, что собой представляли урим и туммим, каково было их назначение и способ использования. Для этого при­влекаются различные источники, начиная с древнейших упоминаний в рукописях Кумрана, согласно которым урим и туммим ассоциировались с драгоценными камнями на наплечниках или нагруднике первосвященнического эфода. Данной точки зрения в той или иной степени придерживалось большинство последующих древних писа­телей (Иосиф Флавий, авторы соответствующих эпизодов из Вавилонского Талмуда, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский и др.). Однако, по мнению некоторых западных комментаторов, урим и туммим — это названия знаков или букв на нагруд­нике (блж. Августин и св. Беда Достопочтенный). Согласно третьему взгляду, уримом и туммимом была надпись с именем Яхве или две надписи с Божественными именами внутри нагрудника (Раши, Рамбан и др.). Начиная с XX столетия урим и туммим стали рассматривать в качестве жребия по аналогии с месопотамскими практиками, основы­ваясь на эпизоде в 1 Цар. 14, 41–42 по версии Септуагинты. Автор статьи полемизирует с этим представлением, доказывая, что, во‑первых, оригинальное чтение данного пас­сажа сохранилось в более короткой версии древнееврейского текста, во‑вторых, что урим и туммим не могут быть жребием, а в‑третьих, что в процессе получения ответа через урим и туммим главную роль играло пророческое вдохновение, ниспосылаемое Господом священнику. Само выражение «урим и туммим» могло передавать идею «совершенного света» и, предположительно, обозначать драгоценный камень, посред­ством которого подтверждалась истинность слов священника.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Выдрин Андрей, иерей , Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники и переводы

Josephus. Jewish Antiquities, I-IV / trans. by H. St. J. Thackeray. Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: William Heinemann, 1961 (r1930).

Augustinus. Quaestiones Exodi // Aurelii Augustini Opera. Pars V: Quaestionum in Heptateuchum libri VII / ed. J. Fraipont. Turnholti: Brepols, 1958. P. 70–174. (CCSL; vol. 33).

Beda Venerabilis. De Tabernaculo // Bedae Venerabilis Opera. Pars II: Opera Exegetica. 2 A / ed. D. Hurst. Turnholti: Brepols, 1969. P. 5–139. (CCSL; vol. 119A).

Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Ezechielem // PL. T. 25. Col. 15–490.

The Dead Sea Scrolls Study Edition / ed. by F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. 2 vols. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1997–1998. Vol. 2.

The Works of Philo Judaeus. The Contemporary of Josephus / transl. from the Greek by C. D. Yonge. London: H. G. Bohn, 1854–1890. Reprint: The Works of Philo: Complete and Unabridged, New Updated Version / transl. by C. D. Yonge. Peabody (Mass.), 1993.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Т. 3: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тверь: Герменевтика, 2010.

Гомер. Илиада / пер. В. В. Вересаева. М.: Гослитиздат, 1953.

Иероним Стридонский, блж. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля / Творения. Ч. 10. Киев: Киевская духовная академия, 1886.

Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев: слово VI // Творения в 12 т. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 705–718.

Иосиф Флавий. Иудейские древности / пер. с греч. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. В 2 т. Переиздание: с пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло. Минск: Беларусь, 1994.

Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии / пер. с лат. А. С. Бобовича, под ред. М. Е. Сергеенко // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. I: Анналы. Малые произведения. СПб.: Наука, 1993. С. 337–355.

Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский совет РПЦ, 2003.

Литература

Лихачёв Д. С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII вв). СПб.: Алетейя, 2001.

Лопухин А. П. Книга Исход // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. писания Ветхого и Нового Завета / под редакцией А. П. Лопухина. Т. 1. Пятикнижие Моисеево. СПб.: Типография П. Сойкина, 1904. С. 272–407.

Мень А., прот. Исагогика. М.: Фонд им. Александра Меня; Общедоступный Православный университет, осн. прот. Александром Менем, 2000.

Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия. М.: «Локид Пресс», 2005.

Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб.: Издательство РХГА, 2016.

Уолтон Дж. X., Мэтьюз В. X., Чавалес М. У. Библейский культурно-исторический ком- ментарий. Часть 1: Ветхий Завет. СПб.: Мирт, 2003.

Урим и туммим // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: Кетер, 1996. Т. 8. Кол. 1296.

Alter R. The David Story: A Translation with Commentary of 1 and 2 Samuel. New York: W. W. Norton & Company, 1999.

Bakon Sh. The Mystery of the Urim Ve-Tummim // Jewish Bible Quarterly. 2015. Vol. 43. Р. 241–254.

Brown F., Driver S. R, Briggs Ch. A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Boston, New York: Clarendon Press, 1907.

Cross F. M. The Oldest Manuscripts from Qumran // Journal of Biblical Literature. 1955. Vol. 74. P. 147–172.

De Vaux R. Ancient Israel: Its Life and Institutions / trans. by J. McHugh. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans; Livonia (Mich.): Dove, 1997.

Edelman D. V. From Prophets to Prophetic Books: The Fixing of the Divine Word // The Production of Prophecy: Constructing Prophecy and Prophets in Yehud / ed. by D. V., Ehud Ben Zvi. London: Equinox, 2009. P. 29–54.

Hertzberg H. W. I and II Samuel: A Commentary. Philadelphia: Westminster Press, 1964.

Holladay W. A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans Publishing Company, 1971.

Horowitz W., Hurowitz V (A). Urim and Thummim in Light of a Psephomancy Ritual from Assur (LKA 137) // Journal of the Ancient Near Eastern Society. 1992. Vol. 21. Р. 95–115.

Jirku A. Mantik in Altisrael. Inaugural Dissertation. Rostock: Erben, 1913.

Liesen J. A Common Background of Ben Sira and the Psalter: The Concept of הרות in Sir 32:14–33:3 and the Torah Psalms // The Wisdom of Ben Sira: Studies on Tradition, Redaction, and Theology / ed. by A. Passaro, G. Bellia. Berlin; New York: W. de Gruyter, 2008. P. 197–207.

Lindblom J. Lot-Casting in the Old Testament // Vetus Testamentum. 1962. Vol. 12. P. 164–178.

McCarter P. K. I Samuel. Garden City (New York): Doubleday, 1980.

Reiner E. Fortune-Telling in Mesopotamia // Journal of the Ancient Near Eastern Studies. 1960. Vol. 19. Р. 23–35.

Toeg A. A Textual Note on 1 Samuel XIV 41 // Vetus Testamentum. 1969. Vol. 19. P. 493–498.

Tsumura D. T. The First book of Samuel. Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing, 2007.

Van Dam C. The Urim and Thummim: A Means of Revelation in Ancient Israel. Winona Lake (Indiana): Eisenbrauns, 1997.

Wellhausen J. Der Text der Bücher Samuelis. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1871.

Загрузки

Опубликован

2021-02-01

Как цитировать

(1)
Выдрин, А. Урим и туммим в Древнем Израиле: критический анализ источников и гипотез. БВ 2021, 17-38.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)