The Mind and Heart of Heroes in an Early Story by F. M. Dostoevsky «An Honest Thief» in the Context of the Patristic Teaching on the Struggle Against Thoughts
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.009Keywords:
Mind and heart, patristic heritage, invisible warfare, Orthodoxy, the work of F. M. DostoevskyAbstract
The article examines the features of the artistic depiction of the rational and emotional natures of the human personality (referred to in patristic ascetic theology as «mind» and «heart»). The study reveals the correlation of the spiritual world of the heroes of the story, their innermost heart life and mental warfare with the teaching of the holy fathers on the struggle against thoughts, and also summarizes research on this topic. The research methods are: biographical, historical-chronological, philological, theological. The article shows that F. M. Dostoevsky emphasizes the tragic role of the mental and sensual presence of evil in a person, which led to his death. The paper also hypothesizes that in the early version of the story, namely in its ending (the so-called «moral admonition» of the narrator Astafy Ivanovich), the basics of F. M. Dostoevsky’s worldview are briefly outlined, which find expression in his further work, in particular in the novels «Idiot», «Crime and Punishment», «The Brothers Karamazov».
Downloads
References
Athanasius. De incarnatione verbi // Athanase d’Alexandrie. Sur l’incarnation du verbe / éd. C. Kannengiesser. Paris: Éditions du Cerf, 1973. (SC; vol. 199). P. 258–468.
Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae // Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles / éd. L. Regnault, J. de Préville. Paris: Éditions du Cerf, 1963. (SC; vol. 92). P. 146–486.
Dorotheus Gazaeus. Sententiae // Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles / éd. L. Regnault, J. de Préville. Paris: Éditions du Cerf, 1963. (SC; vol. 92). P. 526–530.
Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae // Maximi confessoris opuscula exegetica duo / ed. P. van Deun. Turnhout; Leuven: Brepols; University Press, 1991. (CCSG; vol. 23). P. 27–73.
Ps.-Macarius. Opusculum 1 (= De custodia cordis) // PG. T. 34. Col. 821–841.
Афанасий Великий, прп. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная тип., 21902. С. 191–263.
Дорофей Газский, прп. Поучение 8. О злопамятности // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Москва: Духовное преображение, 2015. (Серия «Духовный кормчий»). С. 132–140.
Дорофей Газский, прп. Поучение 19. Различные краткие изречения // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Москва: Духовное преображение, 2015. (Серия «Духовный кормчий»). С. 239–240.
Достоевский Ф. М. [22.] М. М. Достоевскому 31 октября 1838. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 53–55.
Достоевский Ф. М. [26.] М. М. Достоевскому 16 августа 1839. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 61–63.
Достоевский Ф. М. Честный вор [рассказ] // Отечественные записки. 1848. Апрель. № 4. Т. 57. Отд. I. С. 286–306.
Достоевский Ф. М. Честный вор. (Из записок неизвестного) // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: [в 35 т.]. Т. 2: Повести и рассказы 1847–1859. Санкт-Петербург: Наука, 22014. С. 157–170.
Достоевский Ф. М. Честный вор. Варианты прижизненных изданий // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: [в 35 т.]. Т. 2: Повести и рассказы 1847–1859. Санкт-Петербург: Наука, 22014. С. 533–551.
Достоевский Ф. М. [90.] Н. Д. Фонвизиной. Конец января — 20-е числа февраля 1854. Омск // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 175–177.
Достоевский Ф. М. [155.] М. М. Достоевскому 1 октября 1859. Тверь // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 339–341.
Достоевский Ф. М. Записная книжка 1863–1864 гг. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 20. Ленинград: Наука, 1980. С. 170–179.
Достоевский Ф. М. [253.] А. Е. Врангелю 31 марта — 14 апреля 1865. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 115–121.
Достоевский Ф. М. [254.] Н. П. Сусловой 19 апреля 1865. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 121–123.
Достоевский Ф. М. [332.] С. И. Ивановой (1) 13 января 1868. Женева // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 249–253.
Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1873 г. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 21. Ленинград: Наука, 1980. С. 5–136.
Достоевский Ф. М. [915.] А. Ф. Благонравову 19 декабря 1880. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 30. Кн. 1: Письма 1878–1891. Ленинград: Наука, 1988. С. 236–237.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Ленинград: Наука, 1976. Т. 14. С. 5–508; Т. 15. С. 5–197.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем в 35 томах. Санкт-Петербург: Наука, 22013–.
Исаак Сирин, прп. Слово 4. О душе, о страстях и о чистоте ума, в вопросах и ответах // Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад: СТСЛ, 2008. (Сокровищница святоотеческой письменности). С. 40–47.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22012.
Макарий Великий, прп. Семь слов // Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания и слова. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 289–385.
Максим Исповедник, прп. Толкование на Молитву Господню // Избранные творения преподобного Максима Исповедника / пер. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ, 2004. С. 251–273.
Сергиев И., прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Ч. 2. Санкт-Петербург: Тип. В. Ерофеева, 1892.
Феофан, еп. Начертание христианского нравоучения. Москва: Типо-лит. И. Ефимова, 21895.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Ленинград: Ред.-изд. об-ние «Санкт-Петербург», 1991.
Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. Москва: Правило веры, 2008.
[Феофан Затворник, свт.] Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. [Козельск]: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2013.
Анненков П. В. Заметки о русской литературе 1848 года // Современник: литературный, общественный и политический журнал, изданный Н. А. Некрасовым. Санкт-Петербург, 1849. № 1. Т. 13. С. 1–23.
Белый К., свящ. «Попасть в Сретенку» и другие рассказы. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2021.
Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 270–306.
Гуардини Р. Человек и вера. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. Санкт-Петербург: Адмиралтейство, 1998.
Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1994. С. 222–236.
Карташова И. В., Семенов Л. Е. Романтизм и христианство // Русская литература XIX века и христианство / ред. В. И. Кулешова. Москва: Изд. Моск. ун-та, 1997. С. 103–111.
Качалина Н. А. Притчевая структура рассказа «Честный вор» Ф. М. Достоевского // Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20 апреля 2019 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. С. 248–251.
Левенец Д. А. Образ маленького человека в рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» и средства его языкового маркирования // Слово и текст: теория и практика коммуникации. Армавир, 2019. С. 94–98.
Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. Москва: Флинта; Наука, 2013.
Магарил-Ильяева Т. Г. Честный вор: кто живёт на окне? // Культура и текст. 2016. № 3 (26). С. 70–76.
Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Москва: Самшит-Издат, 2003.
Новиков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. № 5. С. 112–126.
Осипов А. И. Искатель высшей правды. Ф. М. Достоевский и Православие // Осипов А. И. О войне и мире, о прогрессе и Достоевском. Избранные статьи. Москва: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2014. С. 35–62.
Плетнев Р. В. Достоевский и Евангелие // Русские эмигранты о Достоевском. Санкт Петербург: Андреев и сыновья, 1994. С. 160–190.
Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // БВ. 2022. № 3 (46). С. 259–280.
Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. Санкт Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2017.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
Categories
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.