Schemamonk Hilarion (Domrachev) and his Book «On the Mountains of the Caucasus»

Authors

  • Solodov Nikolai, priest Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.005

Keywords:

onomatodoxy, the book «On the Mountains of the Caucasus», schemamonk Hilarion (Domrachev), Athos, hesychasm, ascetics

Abstract

The article examines the history of the book of schemonach Hilarion (Domrachev) «On the Mountains of the Caucasus». His biography is clarified, as far as it is available from available sources; further, the stages of the evolution of the composition «On the Mountains of the Caucasus» and its literary context are established. In addition to the three well-known individual editions of the book, we involve in the analysis a preliminary version of the work, which was distributed in manuscripts. As a result, many common opinions about the book «On the Mountains of the Caucasus» and its author are significantly corrected. In particular, the assumption is put forward and justified that the elder Disiderius is an author’s character who inherited the biography of schemamonk Hilarion and those who express his views.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Solodov Nikolai, priest, Moscow Theological Academy

PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Theology at the Moscow Theological Academy

Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141312, Russia

nsolodov@gmail.com

References

Алексий (Киреевский), иеросхим. Письмо архиепископу Никону (Рождественскому) от 30.07.1916 // ОР РГБ. Ф. 765. Оп. 6. Д. 37. Л. 1 — 2 об.

Письма монаха Илариона (Домрачёва) из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. [1891 г.] // АРПМА. Оп. 32. Д. 92. Док. А001169. Л. 1–12.

Письмо монаха Арсения (Слободского) и схимонаха Илариона (Домрачёва) из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. [1893 г.] // АРПМА. Оп. 32. Д. 104. Док. А001180.

[Агафодор (Буданов), иеросхим.] История Имябожничества // И. В. Об Афонской смуте. [К свету]. [Электронный ресурс]. URL: http://ksvetu.org/articles/ob-afonskoy-smute (дата обращения 23.04.2024).

Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами. Петроград: Исповедник, 1917.

Арсений (Троепольский), иером. Искатель Непрестанной молитвы // Богословские труды. 2018. № 47–48. С. 54–217.

Биографическая запись о старце Иларионе // Епофрадит (Борщ), инок. Имяславие. Т. 2. Москва: Паломник, 2005. С. 778–779.

Биографический словарь выпускников КДА: 1819–1920. Т. 1. Киев: Изд. отдел Украинской православной церкви, 2014.

Варсонофий (Плиханков), прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу батюшки». [Козельск]: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2013.

Выходцев Е. История Афонской смуты // Имяславие. Антология. Москва: Факториал пресс, 2002. С. 215–318.

Голубинский Ф. А., прот. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека (о конечных причинах). Санкт-Петербург: Изд. П. П. Сойкина, 1906.

[Даниил (Бондаренко), иеросхим.] Близ заката: современные пустынножители в горах Кавказа. Москва: Святая гора, 2013.

Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой // Полное собрание творений и писем свт. Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Москва: Паломник, 2018. С. 151–233.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве Иисусовой // Полное собрание творений и писем свт. Игнатия Брянчанинова. Т. 2. Москва: Паломник, 2018. С. 166–239.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о поучении или памяти Божией // Полное собрание творений и писем свт. Игнатия Брянчанинова. Т. 2. Москва: Паломник, 2018. С. 128–139.

[Иларион (Домрачёв), схимон.] О молитве Иисусовой. (Из рассказов пустынника). Сообщил Н. И. Д. // Душеполезное чтение. 1906. Январь. С. 111–119; Февраль. С. 251–259; Март. С. 413–416; Май. С. 128–132; Июнь. С. 182–191; Октябрь. С. 210–216; Ноябрь. С. 358–362.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Баталпашинск: Тип. Л. Я. Кочка, 1907.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Баталпашинск: Тип. Л. Я. Кочка, 21910.

[Иларион (Домрачёв), схимон.] О Божественной Евхаристии или о таинстве святого причащения. Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1911.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Киев: Киево-Печерская лавра, 31912.

Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Афон: [Б. и.], 2015.

Кирилюк В. Мое путешествие во внутренность Кавказских гор. Рассказ пустынника // Душеполезное чтение. 1907. Март. С. 451–459.

Климент (Орехов), мон. Имябожнический бунт или плоды учения книги «На горах Кавказа». Петроград: Тип. товарищества А. С. Суворина «Новое время», 1916.

Косвинцев Ε. Η. Черный «бунт» (Странички из истории афонского бунта) // Исторический вестник. 1915. Т. 139. № 1. С. 137–160; № 2. С. 470–487.

Крутова М. С. Рукописные материалы о претензиях имяславцев на Пицундский скит Ново-Афонского монастыря // Абхазия в русской словесности XIX–XX вв. Москва: ИМЛИ РАН, 2021. С. 295–320.

Кунцевич Л. З. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги: «На горах Кавказа» // Ревнитель. 1915. № 3. С. 23–38.

Монахологии русских обителей на Афоне. Афон: [Б. и.], 2016.

Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Афон: [Б. и.], 2013.

Никон (Беляев), прп. Дневник послушника Оптиной пустыни Николая Беляева (преподобного Никона исповедника). [Козельск]: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016.

Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказа за 1887 г. Тифлис: [Б. и.], 1888.

Паисий, иером. История Афонской смуты // Имяславие. Сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев. Т. 3. Москва: Паломник, 2005. С. 1–136.

Пахомий, мон. История афонской смуты или имябожеской ереси. Санкт-Петербург: Тип. «Содружество», 1914.

Разрядный список учеников Вятской духовной семинарии всех отделений, после июльского испытания по окончании 1864/65 года // Вятские епархиальные ведомости. 1865. № 15. С. 229–232.

Разрядный список учеников Вятской духовной семинарии всех отделений, составленный по поведению и успехам их после июньских испытаний в предметах, преподанных им в течение XXIV учебного года 1864/65 и 1865/66 годов // Вятские епархиальные ведомости. 1866. № 19. С. 256–262.

Русский афонский отечник XIX–XX веков. Афон: [Б. и.], 2012.

Святое православие и именобожническая ересь. Харьков: Епархиальная тип., 1916.

Споры об имени Божием: архивные документы 1912–1938 годов. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2007.

[Тихон (Шарапов), иером.]. Особому внимаю иноков // Русский инок. 1912. № 4. С. 69–71.

Данилушкин М. Б. Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России // На горах Кавказа. Санкт-Петербург: Воскресение, 41998. С. 901–907.

Иларион (Алфеев), архиеп. Схимонах Иларион (Домрачёв) // ПЭ. 2009. Т. 22. С. 166–172.

Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2013.

Пентковский А. М. История текста и автор «Откровенных рассказов странника» // Богословские труды. 2018. № 47–48. С. 343–448.

Петр (Пиголь), игум. Афонская трагедия: гордость и сатанинские замыслы. Москва: [Б. и.], 2005.

Радионов А. П. Имяславие на Юге России: биографии лидеров движения, судьба общин в довоенный период // Традиции и современность. 2023. № 33. С. 80–88.

Радионов А. П. К постановке вопроса об основных центрах расселения имяславцев на Кубани и их лидерах // Хризостом. 2023. № 1. С. 41–51.

Сенина Т. А. Паламизм без Паламы: к вопросу об источниках учения русских монахов — имяславцев начала ХХ века // Майстер Экхарт и св. Григорий Палама: актуальность духовного опыта. Псков: Изд. Псковского государственного университета, 2015. (Альманах Verbum; Вып. 17). С. 220–230.

Солодов Н., иер. Инспектор Вологодской духовной семинарии иеромонах Феофан (Харитонов) в свидетельствах современников // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 4. С. 142–170.

Солодов Н., иер. Об авторе книги «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» // Два века русской классики. 2023. Т. 5. № 1. С. 174–185.

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Москва: Институт русской цивилизации, 2009.

Шкаровский М. В. Возникновение и развитие имяславской смуты на Афоне // Вестник церковной истории. 2022. № 1–2. С. 136–160.

Bolshakoff. S. Russian Mystics. London: Mowbray, 1977.

Hamburg G. M. The Origins of «Heresy» on Mount Athos: Ilarion’s Na Gorakh Kavkaza (1907) // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 2003. Vol. 23. P. 1–35.

Kenworthy S.M. Name-Glorifiers (Imiaslavie) Controversy // The Oxford Handbook of Russian Religious Thought. Oxford, 2020. P. 327–342.

Schultze B. Der Streit um die Göttlichkeit des Namens Jesu in der russischen Theologie // Orientalia christiana periodica. 1951. Vol. XVII. P. 321–394.

Published

2024-06-15

How to Cite

(1)
Solodov Н. Schemamonk Hilarion (Domrachev) and His Book «On the Mountains of the Caucasus». БВ 2024, 91-116.