Maternal Blessing: On the Question of the Participation of the Miraculous Fyodorovskaya Icon of the Mother of God in the Calling to the Kingdom of Mikhail Fyodorovich Romanov in 1613
Part 2
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.012Keywords:
Kostroma, Feodorovskaya Icon, Petrovsky Icon, Ipatiev Monastery, Kostroma Kremlin, calling to the kingdom, blessing, Zemsky Sobor, Moscow embassy, approved charter, Tsar Mikhail Feodorovich, nun Martha, «The Tale of Avraamy Palitsyn», «The New Chronicler», House of the Romanovs, royal dynastyAbstract
The article describes the Kostroma events of 1613, which became the beginning of the historical path of the royal House of Romanov, and analyzes information from various sources about the participation in these events of the miraculous Feodorovskaya Icon of the Mother of God. Based on a comparison of the Tale of Avraamy Palitsyn, the New Chronicler and other sources, it is concluded that the traditional version of what happened in the Holy Trinity Ipatiev Monastery on March 14, 1613 requires a critical assessment, since it is based on the Tale of Avraamy Palitsyn, and the author of the «Tale» biasedly selected facts for presentation in his essay, which prompts some researchers in our time to question the participation of the main shrine of Kostroma in calling Mikhail Feodorovich Romanov to the kingdom. Similarities and differences are noted in the descriptions of the ceremonies on February 21, 1598 in the Novodevichy Convent near Moscow (the calling to the kingdom of Boris Godunov) and on March 14, 1613 in the Ipatiev Monastery. The absence of references to the participation of the Feodorovskaya Icon of the Mother of God in the events of March 14 in the description of these events in sources before 1630 is explained. Various versions of what icon and how the mother of Mikhail Feodorovich, nun Martha blessed her son for the royal service are considered.
Downloads
References
, августа 1. Грамота утверженная, об избрании царём Бориса Феодоровича Годунова // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. Том II. 1598–1613. Санкт-Петербург: Тип. II отделения собственной Его императорского величества канцелярии, 1836. С. 16–46.
сентября 12. Письмо царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету // Письма русских государей и других особ царского семейства, изданные Археографической комиссией. Том первый. 1526–1658. Москва: Университетская тип., 1848. С. 32.
[Грамота царя Алексея Михайловича от 28 мая 1661 года] // Островский П. Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. Москва: Тип. В. Готье, 1855. С. 220–221.
[Грамота царя Михаила Феодоровича от 20 марта 1616 года] // Островский П. Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. Москва: Тип. В. Готье, 1855. С. 205–206.
Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II-м отделением собственной Его императорского величества канцелярии. Том первый. 1612–1628 годы. Санкт-Петербург: Тип. II отделения собственной Его императорского величества канцелярии, 1850.
К истории Костромской епархии. Указ 1779 года о вновь напечатанной службе Пресвятой Богородице Феодоровской и о праздновании явления Феодоровской иконы 14 марта. (Из рукописей Макарьево-Унженского монастыря) // Костромские епархиальные ведомости. 1890. № 20. Отдел II, часть неофициальная. С. 536–538.
Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев, по преставлении царя Иоанна Васильевича; а паче о междугосударствовании по кончине царя Феодора Иоанновича, и о учиненном исправлении книг в царствование благоверного государя царя Алексея Михайловича в 7163/1655 году: Собрано из древних тех времен описаниев. Санкт-Петербург: [Типография сухопутного кадетского корпуса], 1771.
Новый летописец // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Императорской Археографической комиссией. Том четырнадцатый. Первая половина. I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1910. С. 23–154.
Отчёт о состоянии и деятельности Костромского церковно-исторического общества за время от его открытия 3 июня 1912 года до 1 января 1914 года. Кострома: Губернская тип., 1914.
Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. / сост. Л. А. Ковалева, О. Ю. Кивокурцева. Кострома: Костромаиздат-850; Промдизайн-М, 2004.
Сказание Авраамия Палицына / под ред. Л. В. Черепнина. Москва; Ленинград: Изд. АН СССР, 1955.
Сказание вкратце о чудотворней Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии иконе, нарицаемей Феодоровской, яже на Костроме // Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII– XVIII вв.: Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Москва: ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2011. С. 343–367.
Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Феодоровича Романова. Изд. 2-е. Москва: Императорское Общество истории и древностей Российских при Московском университете, 1906.
Баженов И. В. Где Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой нашел безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года? // Костромские епархиальные ведомости. 1911. № 17. Отдел неофициальный. С. 513– 522; № 18. Отдел неофициальный. С. 543–552.
Баженов И. В. Годичное собрание Костромского церковно-исторического общества // Костромские епархиальные ведомости. 1914. № 12. Отдел неофициальный. С. 271–283.
Баженов И. В. Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года // Костромские епархиальные ведомости. 1912. № 14. Отдел неофициальный. С. 399–409; № 15. Отдел неофициальный. С. 435–443.
Баженов И. В. Московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года // Костромские епархиальные ведомости. 1911. № 5. Отдел неофициальный. С. 139–145.
Баженов И. В. Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол // Юбилейный сборник Костромского церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома: Губернская тип., 1913. С. 46–68.
Васьков И. К. Собрание исторических известий, относящихся до Костромы: Сочинённое полковником Иваном Васьковым. Москва: Тип. М. Пономарева, 1792.
Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. [Кострома:] Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, 2013.
Диев М. Я., прот. Историческое описание костромского Ипатского монастыря. Москва: Тип. Александра Семена, 1858.
Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома: Издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», 1997.
Зонтиков Н. А. Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Костроме: К 230-летию возведения в камне. 1779–2009 гг. Кострома: Ди Ар, 2010.
Зотов А. М. «Новый летописец» как памятник литературы первой трети XVII века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1999.
Козловский А. Д. Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского. Москва: Тип. Н. Степанова, 1840.
Куколевская О. С. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) — чтимый образ костромского Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки. Выпуск VI. Кострома: ГУК КОИАМЗ «Ипатьевский монастырь», 2003. С. 177–187.
Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1976. Москва: Наука, 1977. С. 155–166.
Миловидов И. В. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского монастыря. Выпуск первый. Кострома: Губернская тип., 1887.
Островский П. Ф., протоиерей. Исторические записки о Костроме и её святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома: Тип. Андроникова, 1864.
[Павел (Подлипский), епископ.] Описание костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство Русское: Составлено из подлинных монастырских бумаг. Москва: Синодальная тип., 1832.
Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. Санкт-Петербург: Тип. В. С. Балашева, 1888.
Радеева О. Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв.: Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва: ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2011.
Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: Исторический очерк. Москва: Северный паломник, 2003.
Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. Москва: Московский рабочий, 1986.
Сырцов И. Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. Кострома: [Типо-литография Е. В. Фалька], 1908.
Тюменцев И. О. Авраамий Палицын — портрет писателя и церковного деятеля Смутного времени // Мир Православия: Сборник научных статей. Выпуск третий. Волгоград: Волгоградская епархия Русской Православной Церкви; Волгоградский государственный университет, 2000. С. 101–128.
Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия // ТОДРЛ / ИРЛИ РАН. Том L (50). Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1996. С. 404–425.
Широкорад А. Б. Бояре Романовы в Великой смуте. Москва; Владимир: АСТ; АСТ Москва; ВКТ, 2010.
Шмеман А. Д., протопресв. Исторический путь Православия. Москва: Омофор, 2016.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
Categories
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.