The Problem of «Historical Jesus» in Russia at the End of the 19th Century on the Example of the Books of D. F. Strauss

Authors

  • Larionov Dmitriy V.
  • Larionov Alexander, priest Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.008

Keywords:

biblical criticism, the problem of the historical Jesus, D. F. Strauss, E. Renan, Tübingen School

Abstract

This publication examines the perception by Russian authors of the second half of the 19th century of the popular in Europe and new for that time ideas of the Tübingen school on the example of the books of David Friedrich Strauss, a prominent representative of biblical rationalist criticism and the author of the «mythical theory». The purpose of the study is to show how ambiguous the theological trends relevant to Europe were perceived in the Russian educated society. The article presents a diverse range of opinions of Russian authors of the 19th century regarding the work of the German theologian.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Larionov Dmitriy V.

MA in Theology

dimru92@gmail.com

Larionov Alexander, priest, Moscow Theological Academy

PhD in Theology, Senior Lecturer, Department of Philology, Moscow Theological Academy

Academy, Trinity-Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russia

illariosha@gmail.com

References

[Автор не установлен]. Сочинение о книге Штраусса и развиваемых в ней теориях. Студ. работа. [Б. м.], [б. г.]. (Библиотека Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). [Рукоп.]

Высотский А. Мифическая теория Штраусса и её несостоятельность в применении к нашим каноническим Евангелиям. Студ. работа: [без окончания]. [Б. м.], 1892. (Библиотека Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). [Рукоп.]

Nietzsche F. Werke in drei Bänden / hrsg. von K. Schlechta. Bd. 1. München: Hanser, 1954.

Strauß D. F. Das Leben Jesu kritisch bearbeitet. 2 Bds. Tübingen: Osiander, 1835.

Бакунин М. А. Исповедь. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010.

Белинский В. Г. 138. М. А. Бакунину // Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 11. Москва: Изд. АН СССР, 1956. С. 478–488.

Боголюбов Н. М., свящ. Образ Иисуса Христа в «Жизни Иисуса» Э. Ренана и Д. Штраусса. Чернигов: Тип. Губернского правления, 1912.

Буткевич Т., прот. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт историко-критического изложения евангельской истории с опровержением возражений, указываемых отрицательной критикой новейшего времени. Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 21887.

Глубоковский Н. Н. Преображение Господа. Критико-экзегетический очерк. Москва: Университетская тип. на Страстном бульваре, 1888.

Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном Комитете при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1907.

Гренков А. И. Главные направления немецкого богословия XIX века. От Шлейермахера до Штрауса. Казань: Тип. Императорского Университета, 1882.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редкол.: В. Г. Базанов (гл. ред.), Г. М. Фридлендер (зам. гл. ред.), В. В. Виноградов и др.] Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1972–1990.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 11–12. Эпилог. [Примечания] // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 15. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1976. С. 393–619.

Достоевский Ф. М. Одна из современных фальшей // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 21. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1980. С. 125–136.

Достоевский Ф. М. Записная тетрадь 1875–1876 гг. // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 24. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1982. С. 66–186.

Лебедев А. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по XX. Санкт-Петербург: И. Л. Тузова, 1903.

Лялина Г. С. [и др.] К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. Москва: Мысль, 21986. Михаил (Лузин), архим. О Евангелиях и евангельской истории: по поводу книги Жизнь Иисуса Э. Ренана. Опыт обзора и разбора так называемой отрицательной критики Евангелий и евангельской истории. Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 21870.

Муретов М. Д. Протестантское богословие до появления Страуссовой «Жизни Иисуса». Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1894.

Ницше Ф. Антихрист. Санкт-Петербург: Прометей, 1907.

Ницше Ф. Давид Штраус — исповедник и писатель // Несвоевременные размышления / под. ред. С. Франка, Г. Рачинского. Москва: Московское книгоиздательство, 1909. С. 5–84.

Победоносцев К. П. Новая вера и новые браки // Московский сборник / изд. К. П. Победоносцева. Москва: Синодальная тип., 1901. С. 199–210.

Победоносцев К. П. Письма Победоносцева к Александру III. Т. 2. Москва: Новая Москва, 1925.

Поснов М. Э. О личности Основателя христианской церкви: изложение и краткий разбор рационалистических, мифологических и натуралистических воззрений на лицо И. Христа // ХЧ. 1910. № 5. С. 732–760; № 7–8. С. 983–999; № 11. С. 1384–1400; № 12. С. 1506–1524.

Рождественский Н. П. Старая и новая вера // ХЧ. 1873. № 3. С. 401–454.

Рождественский В. Г., прот. Новейшая отрицательная критика и апологетика по вопросу о Евангелиях и евангельской истории // ХЧ. 1881. № 3–4. С. 430–468.

Рождественский В. Г., прот. Чтение об исторической достоверности и божественном характере евангельской истории // ХЧ. 1884. № 1–2. С. 148–167.

Страхов Н. Н. Герцен // Борьба с Западом в нашей литературе. Санкт-Петербург: Тип. С. Добродеева, 1882. С. 1–144.

Тареев М. М. Религиозная проблема в современном освящении: Религия и социализм. Л. Фейербах. Д. Штраус. О. Конт // БВ. 1909. Т. 1. № 1. С. 58–84; № 2. С. 234–260; № 3. 424–449.

Тургенев И. С. Поездка в Альбано и Фраскати (Воспоминание об А. А. Иванове) // Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т. 11. Москва: Наука, 1983. С. 75–85.

Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 2. Москва: Гослитиздат, 1949. С. 5–92.

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса / ред. А. М. Каримского. Москва: Республика, 1992.

Болотов В. В. Немецкая богословская литература // ХЧ. 1881. № 9–10. С. 514–574.

Гаврюшин Н. К. «Меня официально провозгласили неправославным»: архиепископ Никанор (Бровкович) // Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Изд. Нижегородской духовной семинарии, 2011. С. 251–283.

Голубков В. П. Заметки из немецкой церковной журналистики и литературы // ХЧ. 1869. № 6. С. 948–977.

Копировский А. М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 2. С. 65–73.

Леонардов Д. С. Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в прошлом [XIX] столетии // Вера и разум. 1904. № 18. С. С. 285–308; № 20. С. 416– 431; № 22. С. 529–570; № 23. С. 591–612; № 24. С. 651–680.

Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета: в 2 т. Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, r1998.

Милославский П. А. По поводу народного издания Штрауса в Германии и Франции // ПС. 1876. № 1. С. 77–88.

Мень А., прот. К истории русской православной библеистики // БТ. 1987. Вып. 28. С. 272–289. Недогарко О. Н. Д. А. Хилков и Н. Н. Ге. Из дневника И. М. Трегубова // Николай Ге. Вектор судьбы и творчества. Материалы международной научной конференции. Архивные публикации / науч. ред., сост. Т. Л. Карпова. Москва: Государственный институт искусствознания, 2014.

Ореханов Г., прот., Андреев А., иер. Россия в поисках «исторического Иисуса»: Л. Толстой и Ф. Достоевский vs Д. Ф. Штраус // Slověne. 2020. Vol. 9. No 1. C. 261–291.

Стасов В. В. Ге Н. Н.: Его жизнь, произведения и переписка. Москва: Тип. т-ва К. Н. Кушнерев и Ко, 1904.

Степанян К. А. «Это будет, но будет после достижения цели» («Жизнь Иисуса» Д. Ф. Штрауса и Э. Ж. Ренана и роман Ф. М. Достоевского «Идиот») // Вопросы литературы. 2003. № 4. С. 140–158.

Смирнов И. К. Московская Духовная Академия в 1854-58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова // У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. Москва: Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. акад., 1914. С. 131–140.

Feuerbach L. Das Wesen des Christentums. Leipzig: O. Wigand, 1841.

Graf F. W. Kritik und Pseudo-Spekulation. David Friedrich Strauß als Dogmatiker im Kontext der positionellen Theologie seiner Zeit. München: Kaiser, 1982.

Schweitzer A. The Quest the Historical Jesus. A Critical Study of its Progress. From Reimarus to Wrede. London: Suzeteo Enterprises, 1911.

Wiebe B. Historical Criteria and their Applications in the Gospel Criticism of David Strauss. A Thesis Submitted to the School of Graduate Studies in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Master of Arts. McMaster University. Hamilton (Ontario), 1982.

Wintzek O. Ermächtigung und Entmächtigung des Subjekts. Eine philosophisch-theologische Studie zum Begriff Mythos und Offenbarung bei D. F. Strauß und F. W. J. Schelling. Regensburg: Pustet, 2008.

Published

2022-06-15

How to Cite

(1)
Larionov Д. В.; Larionov А. The Problem of «Historical Jesus» in Russia at the End of the 19th Century on the Example of the Books of D. F. Strauss. БВ 2022, 122-136.