Вышел второй номер «Богословского вестника» за 2025 год: подробный обзор содержания

2025-10-20

7 октября 2025 года вышел второй номер (№ 2, том 57) научного журнала «Богословский вестник», продолжающего традиции глубокого академического исследования в области православного богословия, библеистики, церковной истории, философии и гуманитарных наук. Новый выпуск объединяет труды ведущих российских и зарубежных учёных, священнослужителей и исследователей, охватывая широкий спектр тем — от экзегезы Ветхого и Нового Заветов до актуальных вопросов церковно-государственных отношений и воинской этики.

 

Ниже представлен подробный обзор содержания номера с указанием страниц каждой публикации:

 

С. 18–40

Протоиерей Борис Тимофеев, Михаил Анатольевич Скобелев

Мотив обновления в книге пророка Исаии: интерпретация избранных экзегетов Древней Церкви IV — начала V вв. и Бреварда Чайлдса. Часть первая

Авторы сопоставляют понимание пророчеств об обновлении у отцов Церкви (Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Феодорит Кирский) и современного библеиста Бреварда Чайлдса. Установлено, что одни пророчества (о новом имени, новом небе и новой земле) уникальны, другие (о новой песне, новом Исходе) — традиционны. Древние экзегеты видят их исполнение в Новом Завете, тогда как Чайлдс связывает их с историей возвращения из Вавилонского плена.

 

С. 41–63

Священник Дмитрий Барицкий

Нарративная герменевтика и её значение для православной библейской науки. Часть 1: Кризис повествования в художественном и теоретическом дискурсе XX в.

Статья посвящена истокам «нарративного поворота» в гуманитарных науках. Автор показывает, как в первой половине XX века повествование стало объектом скепсиса и критики со стороны как художников, так и теоретиков, что впоследствии породило необходимость его методологического переосмысления — в том числе и в библейской науке.

 

С. 64–88

Саркис Вадимович Санаянц

Ветхий Завет в свете божественного πάθος. Христианская и иудейская теология страдающего Бога в XX веке: Теренс Фретхайм и Авраам Хешель

Исследование посвящено богословской концепции Божественного страдания (πάθος). Автор сопоставляет подходы Хешеля и Фретхайма, подчеркивая напряжение между библейским образом живого, эмоционально вовлечённого Бога и греческой доктриной Божественного бесстрастия (apatheia), и призывает к их синтезу.

 

С. 89–102

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Проклятия или жалоба в 108 (109) псалме?

Автор анализирует жанровую природу псалма 108, разделяя две традиции его толкования: как проклятия (в рамках династической борьбы при Давиде) и как послепленной жалобы. Делается вывод, что историко-критический метод не позволяет однозначно решить вопрос, и жёсткая риторика псалма должна восприниматься как часть поэтической выразительности Псалтири.

 

С. 103–124

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Апелляция (ἔκκλητος) в Античности и в раннехристианскую эпоху

Статья прослеживает эволюцию института апелляции от народных собраний Древней Греции и Рима к императорской судебной системе. Подчёркивается, что ранняя Церковь, будучи гонимой, не копировала государственные модели, но позже адаптировала элементы римского права с учётом своих канонических принципов.

 

С. 125–146

Александр Дмитриевич Пономарёв

Богооставленность в сотериологическом контексте: к вопросу об укоризненности

На основе учения святых отцов (Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского) автор предлагает различать укоризненную и безукоризненную богооставленность. Последняя понимается как последствие первородного греха, преодолеваемое во Христе и исцеляемое в Таинстве Крещения.

 

С. 147–166

Дмитрий Евгеньевич Вайнштейн

О синтезе «правового» и «природного» понимания Искупления

Автор переосмысливает традиционный спор между «юридической» моделью Ансельма Кентерберийского и «онтологической» моделью византийского богословия. На основе анализа трудов Николая Мефонского, Григория Паламы и Николая Кавасилы делается вывод о необходимости синтеза обоих подходов в православном богословии.

 

С. 167–184

Протоиерей Олег Корытко

Религиозность как антропологическая категория: теологический дискурс

Статья предлагает определять религиозность как проекцию религиозной традиции на внутренний мир человека. В качестве базовой единицы выступает архетип (в святоотеческом понимании — первообраз, логос творения), а совокупность архетипов формирует уникальный паттерн религиозности на личностном, групповом и национальном уровнях.

 

С. 185–206

Максим Александрович Горшенин

Реконструкция богословской гносеологии прп. Петра (Дамаскина). Часть 2. Антропология богопознания

Продолжение исследования познавательной антропологии святого отца. Знание классифицируется на информационное, опытное и мистическое (созерцание). Особое внимание уделено понятию естественного ведения — первичного дара, предшествующего спасению и делающего его возможным.

 

С. 207–226

Протоиерей Сергий Звонарёв

Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века

На основе архивных документов показано, что в период руководства митрополитом Никодимом (Ротовым) связи между Церквами носили по-настоящему братский характер, охватывая богословский диалог, гуманитарную помощь, студенческий обмен и совместную позицию в международных вопросах. Отмечается влияние советско-югославских политических отношений на церковное сотрудничество.

 

С. 227–240

Светлана Николаевна Азарова, Желька Корач

Сербско-русские духовные и культурные связи как основа европейской православной цивилизации (в контексте современных политических событий)

Авторы вводят в научный оборот понятие «европейская православная цивилизация», подчеркивая роль России и Сербии в её формировании. Статья написана в контексте вызовов в Косово и Черногории и призывает к укреплению православной солидарности как ответу на антихристианские тенденции Запада.

 

С. 241–265

Любовь Альфредовна Карелина

Научная и преподавательская деятельность протоиерея Александра Васильевича Горского в Московской духовной академии с 1833 по 1875 год

Впервые представлено комплексное исследование наследия выдающегося профессора XIX века. На основе архивных лекций и анонимных публикаций восстанавливается его богословская и церковно-историческая концепция, а также влияние на учеников.

 

С. 266–285

Диакон Дионисий Макаров, Пётр Максимович Максимов

Отражение учения об уме и сердце святителя Тихона Задонского в творчестве Ф. М. Достоевского

Показано, как антропологические идеи святителя Тихона — о единстве ума и сердца, внутренней борьбе, покаянии и духовном зрении — нашли художественное воплощение в образах героев Достоевского.

 

С. 286–303

Монах Софроний (Вишняк)

Проблема перемещения епископов в её рассмотрении Священным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Часть 2

Во второй части исследования показано, что вопрос о пожизненном пребывании епископа на кафедре стал одним из немногих, по которым на Соборе существовало абсолютное единомыслие. Тем не менее, из-за исторических обстоятельств это решение так и не было реализовано на практике.

 

С. 304–326

Священник Олег Овчаров

К проблеме правового регулирования деятельности военного духовенства в условиях вооружённого конфликта: история и современность (с учётом опыта специальной военной операции)

Автор сопоставляет дореволюционные и современные модели военного духовенства, анализируя их правовой статус, подчинение и полномочия. Предложены рекомендации по совершенствованию института с учётом опыта боевых действий.

 

С. 327–347

Алексей Викторович Малов

Образ русского воина в православии

Статья раскрывает христианские основы воинского служения: жертвенность, соборность, милосердие и стремление к миру. Подчёркивается, что православный воин действует не только как защитник Отечества, но и как участник дела спасения всего мира.

 

С. 348–362

Евгений Александрович Хвальков

Михаил I Рангаве: проимий и глава I «Синопсиса истории» Иоанна Скилицы (пер. с греч.)

Представлен первый русскоязычный перевод вступления и начальной главы византийской хроники XI–XII вв., посвящённой императору Михаилу I Рангаве — фигуре ключевой для понимания политических и церковных конфликтов начала IX века.

 

С. 363–367

Ольга Валерьевна Шаршукова

Рецензия на: Исократ. Речь «К Никоклу». Учебное издание с введением и комментарием...

Рецензент высоко оценивает новое учебное издание, подготовленное под руководством Ю. А. Шичалина, отмечая его научную строгость, продуманную структуру и ценность как для студентов, так и для специалистов по античной литературе.

 

Все статьи опубликованы с DOI и индексами УДК, что подтверждает высокий академический стандарт издания. Номер доступен в открытом доступе на официальном сайте «Богословского вестника» и представляет интерес для богословов, историков, филологов, философов и всех, кто занимается исследованием православной традиции и её диалога с современностью.