В издательстве МДА вышел 55-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

2025-01-19

Номер содержит 18 статей по самым разным тематикам:

  • богословию и философии,
  • сравнительному богословию,
  • нравственному богословию,
  • истории Западных исповеданий,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • аскетике,
  • агиографии,
  • церковному искусству и археологии,
  • русской литературе,
  • византологии.

В этом номере:

Епископ Алексий (Елисеев) предлагает статью «Творчество и свобода в христианстве» с целью теоретического осмысление личности как предмета философского поиска, изучения философских и теологических аспектов свободы и творчества в контексте христианской антропологии. Творчество рассматривается в качестве акта, рожденного из необусловленной свободы и противопоставленного детерминированной эволюции. Особое внимание уделено влиянию грехопадения на творческую свободу человека и возможность её восстановления через духовное преображение. Также исследуется различие между светским и христианским пониманием свободы и ответственности. Тайны творчества и свободы неразрывно связаны, отражают внутреннюю свободу человека и соответствуют фундаментальным христианским учениям, в которых свобода является выражением глубочайшей духовной реальности.

Александр Александрович Солонченко в статье «Осудить (,) нельзя (,) канонизировать. Национализм в политической теологии прот. Д. Станилоэ» с помощью историко-философского метода исследует один из аспектов политической теологии протоиерея Думитру Станилоэ — отношение к нации и национализму. Автор проводит критический анализ основных положений «онтологии нации» прот. Д. Станилоэ, выявляет в ней ряд богословских ошибок и приходит к заключению: концепцию политической теологии Д. Станилоэ можно охарактеризовать как разновидность национализма. Далее выявляется отношение к феномену национализма со стороны наиболее авторитетных современных богословов и констатируется его несовместимость с христианством. В заключении автор говорит: даже если откроется факт, что в конце жизни Д. Станилоэ отрёкся от своей «онтологии нации» и от национализма, необходимо чётко осознавать и артикулировать, что разработанная им концепция политической теологии во многом противоречит православному взгляду на политику и нацию.

Сергей Александрович Колесников в статье «Богословие и социум: варианты взаимодействия и стратегии преображения» рассматривает, существует ли принципиальная возможность использовать ресурсы богословия для воплощения современных социальных изменений. На материале социологических, философских и богословских исследований аргументируется право христианского богословия быть реализованным в современных проектах по преобразованию общественного устройства. В статье рассматриваются конкретные проекты, направленные как на широкие социальные группы (богословие семьи, богословие молодости, богословие старости и др.), так и на индивидуальность (в частности, богословие одиночества). Выводом становится утверждение о том, что совокупность богословско-социальных проектов по возвращению религиозного смысла и духовной радости в социальную реальность представляет собой ключевую духовно­социологическую задачу, которую способно решить современное христианское богословие.

Алексей Иванович Смыков предлагает статью «Учение о любви Божией в католической декларации “Fiducia supplicans” с целью доказать ложность католического понимания любви Божией к человеку и ошибочность нового учения о благословении. Для этого про­анализирована католическая декларация «Fiducia supplicans» о пастырском значении благословений от 18 декабря 2023 г. В статье показано, как выражается любовь Божия в Священном Писании и как она определяется в православном богословии. В итоге автор приходит к выводу, что новаторский подход к благословениям папы Римского Франциска противоречит православному пониманию церковных благословений.

Священник Александр Крейдич в статье «Аналитический обзор теорий божественного прощения с точки зрения православного богословия» даёт обзор современных теорий о Божественном прощении. В рамках православной мысли прощение Божие рассматривается в контексте темы спасения и искупления, что определяет сущность православного взгляда на прощение в виде сотериологических образов и даёт возможность сопоставить и сравнить православный взгляд на прощение со взглядами на этот вопрос представителей инославия.

Иеромонах Сергий (Барабанов) посвящает статью «Реформа семинарского образования в понтификат Пия X в свете социально-политической доктрины Римской Церкви» исследованию реформ высшего духовного образования в понтификат Пия X (1903–1914). В отечественной церковной литературе данный вопрос рассматривался лишь частично и более века назад. Однако, в последующие годы эти реформы имели свои результаты, анализ которых может представлять интерес для современной богословской науки. В процессе исследования также были отмечены параллели между изучаемыми реформами и ситуацией в современном отечественном теологическом образовании, что в свете недавних решений священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости реформ епархиальных духовных школ и их переходе на государственные стандарты представляет интересующую нас проблематику как опыт Римской Церкви в похожей ситуации.

Любовь Альфредовна Карелина в статье «Методологии раскрытия учения о Церкви в лекционных курсах Александра Васильевича Горского и научных публикациях Московской духовной академии 40–70-х гг. XIX в.» выявляет методологические особенности материалов профессоров Московской Духовной Академии, посвящённые учению о Церкви. Рассматриваются и опубликованные, и не введённые в научный оборот документы, относящиеся к периоду 40-х — 70-х гг. XIX в. Наиболее интересны экклесиологические представления ведущего преподавателя академии, протоиерея Александра Васильевича Горского. Они сформулированы во вводных лекциях по церковной истории и в конспектах по введению в православное богословие.

Священник Виталий Гуляев и священник Анатолий Липатов предлагают статью «Попытки создания православной семинарии в Сибирских епархиях в 1940–1960-е гг.». В представленном исследовании коллектива авторов предпринимается попытка осветить причины отсутствия православного духовного учебного заведения в епархиях Сибири и Дальнего Востока во второй половине ХХ в. Путём анализа архивных источников удалось выяснить, что в 1940–1950-е гг. новосибирские архиереи архиепископ Варфоломей (Городцов) в 1947 г., а затем митрополит Нестор (Анисимов) в 1957 г. предпринимали попытки открыть семинарию в Новосибирске или Томске, но при противодействии советской власти эти попытки остались безуспешными. Такое положение вещей привело к появлению «подпольной семинарии» в Томске, которая действовала с 1965 по 1975 г. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что советские власти любыми способами старались не допустить появления духовного образовательного центра на территории Сибири и Дальнего Востока, используя формально низкий уровень образования духовенства как инструмент в деле дискредитации Русской Православной Церкви.

Иеромонах Александр (Серпенинов) посвящает статью «Православные братства и сестричества на Волыни в послевоенное время» деятельности православных братств, уникальному по своему предназначению и времени существования явлению. В 1950-х гг. при храмах начинают возникать отдельные группы верующих людей, основной задачей которых является организация материального обеспечения деятельности Церкви и церковнослужителей. Автором впервые проделана попытка проанализировать и ввести в научный оборот архивные материалы о деятельности православных братств и сестричеств в послевоенный период, находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ).

Епископ Кирилл (Зинковский) и священник Павел Лизгунов предлагают статью «Православное монастырское старчество как форма традиционной педагогики» в свете современной проблематики. Авторы дают общее представление о традиции православного монастырского старчества как форме традиционной педагогики. Рассматриваются две взаимосвязанные составляющие старчества: институциональная и харизматическая. Делается вывод о необходимости сочетания обеих составляющих для полноценной возможности исполнять старческое служение. Разбирается вопрос о наличии современных старцев, который решается отрицательно в институциональном и положительно в харизматическом смысле. Обозначается плодотворность опоры современной педагогики на традиционный старческий опыт.

Варвара Викторовна Каширина предлагает статью «П. А. Смирнов как жизнеописатель святителя Феофана Затворника». В статье поставлена задача выявить особенности церковно-агиографических сочинений П. А. Смирнова и дать обзор первых рецензий на его труды. Первое жизнеописание «Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника» было подготовлено к десятилетию со дня кончины святителя при поддержке настоятеля Вышенской пустыни и сотаинника святителя архимандрита Аркадия (Честонова, 1821–1907). Книга, написанная современником святителя, жившем рядом с обителью и имевшим возможность часто посещать её, получилась живой и фактологичной и получила одобрение со стороны рецензентов. Особенностью церковно-агиографических трудов П. А. Смирнова является включение в канву повествования не только сведений о жизни, но и больших подробных тематических разделов из духовного наследия свт. Феофана Затворника. Таким образом, проделанная составителем работа позволяет читателям в значительной мере познакомиться не только с жизнью, но и с творениями святителя. До сих пор труды П. А. Смирнова являются основополагающими для всех, кто начинает изучение жизни и трудов свт. Феофана.

Епископ Леонид (Толмачёв) в статье «Духовные наставники архиепископа Никона (Рождественского) в его семинарские годы: общение и переписка с архимандритами Феофилом (Успенским) и Леонидом (Кавелиным)» рассматривает начало жизненного пути известного иерарха и церковного деятеля архиепископа Никона (Рождественского). Целью исследования является выявления духовных наставников, повлиявших на формирование мировоззрения будущего владыки. Основными источниками выступают дневники, письма и воспоминания архиепископа Никона, которые сохранились в его архивном фонде. Используя метод сравнительного анализа малоизученных архивных данных и опуб­ликованных воспоминаний, предпринимается попытка реконструировать процесс общения будущего владыки с духовниками в период его обучения в Московской духовной семинарии. В результате автор приходит к выводу, что после окончания семинарии именно влияние настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Леонида (Кавелина) определило для владыки Никона выбор монашеского пути.

Дмитрий Александрович Федотов посвящает статью «Особенности декоративного оформления списков гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162, Paris gr. 1208) и рукописей коккиновафской группы» изучению особенностям декора Ватиканского и Парижского списков лицевых рукописей гомилий Иакова Коккиновафского. Рассматривается история изучения византийского орнамента, упоминаются наиболее значимые работы отечественных и зарубежных исследователей. Даются характеристики византийскому орнаменту, затрагиваются проблемы терминологии. В статье сравниваются заставки и инициалы Ватиканского и Парижского списков гомилий, выявляются их сходства и отличия. Затрагиваются вопросы иконографии инициалов. Проводятся аналогии с декором некоторых других рукописей коккиновафской группы.

Андрей Валерьевич Перекатов предлагает статью «Апология драматического искусства в работе протоиерея Павла Светлова “Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания”». Статья содержит краткие справки о том культурно-историческом контексте, который мог повлиять на характер рассматриваемого текста. Часть статьи посвящена анализу источников (в первую очередь, письма́ Н. В. Гоголя графу А. П. Толстому о театре, вошедшего в «Выбранные места из переписки с друзьями»), которые прот. П. Светлов избрал в качестве базиса для своей апологии. В результате проведенного в статье исследования было очерчено то смысловое поле, в рамках которого в начале XX в. могла осуществляться внутрицерковная полемика о театре.

Светлана Владимировна Бурмистрова предлагает статью «Пушкинский юбилей 1899 года на страницах журнала Московской духовной академии “Богословский вестник”». Анализ представленных в «Богословском вестнике» публикаций позволяет выявить обозначенные в них стратегии критической рецепции личности и художественного наследия поэта: авторы статей осмысляют пушкинское творчество как вершинное явление отечественной литературы и стремятся закрепить в сознании современного читателя представление о Пушкине как великом национальном поэте. Исследование материалов о Пушкине, опубликованных в 1899 г. на страницах «Богословского вестника» и отражающих наиболее характерное для научно-богословской и церковной среды отношение к личности и творчеству поэта, поможет уточнить вопрос о рецепции пушкинского творчества в критике рубежа веков, а также выявить закономерности построения литературных репутаций писателя-юбиляра.

Диакон Дионисий Макаров предлагает статью «Победа над смертью в творчестве И. С. Шмелёва». Наиболее важные результаты исследования: страх перед смертью преодолевается верой в то, что за гранью смерти не гроб и тёмная могила, а Царство Небесное, в котором душу праведника встречает Иисус Христос; жертвенная любовь сильнее смерти, она возводит человека к самому Христу, уподобляет Сыну Божию, Который по любви принёс Себя в жертву за спасение мира.

Евгений Александрович Хвальков в статье «Экспансия османов в правление Мурада II и православные государства Балканского полуострова в Ducae, Michaelis Ducae nepotis, Historia Byzantina, XXVI–XXX» рассматривает процесс экспансии Османской империи в период правления султана Мурада II и его воздействие на православные государства Балканского полуострова, с приложением перевода глав XXVI–XXX из «Истории» Дуки. Во времена Мурада II османская экспансия значительно усилилась, что стало катализатором политических и социальных изменений в православных государствах Балканского полуострова. Данная публикация подчёркивает значимость переводимого источника для понимания реалий XV в. и исторической памяти об этих событиях.

Игумен Дионисий (Шлёнов) в критической заметке «О полноценной передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г. etc.» обращает внимание на потерю единства среди Поместных Православных Церквей в современную эпоху, что очень волнует православных христиан по всему миру. В статье критически рассматривается брошюра, содержащая греческий перевод двух грамот 1686 г. и комментарий к ним, опубликованная на сайте Вселенского Патриархата в сентябре 2018 г., оправдывающая антиканоничное решение Константинополя о признании двух раскольнических деноминаций на Украине в роли единственной канонической Церкви Украины и до сих пор продолжающая влиять на процесс раскола. Ключевые пункты рецензируемого сборника (о «разрешении / свободе рукополагать» и о двойном поминовении Киевским митрополитом не только Московского патриарха, но и Константинопольского первоиерарха) разбираются с привлечением дополнительного лексикографического и исторического материала.

Купить

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Богословие и философия

Епископ Алексий (Елисеев)

Творчество и свобода в христианстве

Александр Александрович Солонченко

Осудить (,) нельзя (,) канонизировать. Национализм в политической теологии прот. Д. Станилоэ

Сергей Александрович Колесников

Богословие и социум: варианты взаимодействия и стратегии преображения

Сравнительное богословие

Алексей Иванович Смыков

Учение о любви Божией в католической декларации «Fiducia supplicans» о пастырском значении благословений

Нравственное богословие

Священник Александр Крейдич

Аналитический обзор теорий божественного прощения с точки зрения православного богословия

История Западных исповеданий

Иеромонах Сергий (Барабанов)

Реформа семинарского образования в понтификат Пия X в свете социально-политической доктрины Римской Церкви

История Русской Православной Церкви

Любовь Альфредовна Карелина

Методологии раскрытия учения о Церкви в лекционных курсах Александра Васильевича Горского и научных публикациях Московской духовной академии 40–70-х гг. XIX в.

Священник Виталий Гуляев, священник Анатолий Липатов

Попытки создания православной семинарии в Сибирских епархиях в 1940–1960-е гг.

Иеромонах Александр (Серпенинов)

Православные братства и сестричества на Волыни в послевоенное время

Аскетика

Епископ Кирилл (Зинковский), священник Павел Лизгунов

Православное монастырское старчество как форма традиционной педагогики

Агиография

Варвара Викторовна Каширина

П. А. Смирнов как жизнеописатель святителя Феофана Затворника

Епископ Леонид (Толмачёв)

Духовные наставники архиепископа Никона (Рождественского) в его семинарские годы: общение и переписка с архимандритами Феофилом (Успенским) и Леонидом (Кавелиным)

Церковное искусство и археология

Дмитрий Александрович Федотов

Особенности декоративного оформления списков гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162, Paris gr. 1208) и рукописей коккиновафской группы

Андрей Валерьевич Перекатов

Апология драматического искусства в работе протоиерея Павла Светлова «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания»

Русская литература

Светлана Владимировна Бурмистрова

Пушкинский юбилей 1899 года на страницах журнала Московской духовной академии «Богословский вестник»

Диакон Дионисий Макаров

Победа над смертью в творчестве И. С. Шмелёва

ИСТОЧНИКИ

Византология

Евгений Александрович Хвальков

Экспансия османов в правление Мурада II и православные государства Балканского полуострова в Ducae, Michaelis Ducae nepotis, Historia Byzantina, XXVI–XXX

КРИТИКА, РЕЦЕНЗИИ, ЗАМЕТКИ

Игумен Дионисий (Шлёнов)

О полноценной передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г. Рец. на: [Τσελίκας Ἀ. και άλ.]. Ο Οικουµενικός Θρόνος και η Εκκλησία της Ουκρανίας — Οµιλούν τα κείµενα. [Ἀθήνα]: Οἰκουµενικόν Πατριαρχειον, 2018. 29 σ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.goarch.org/documents/32058/4830467/The+Ecumenical+Throne+and+the+Church+of+Ukraine+-+Greek.pdf/

Пресс-служба МДА