Бог есть Бытие или Бог без бытия? Дискуссия в современном богословии: Дж. Милбанк versus Ж.-Л. Марион
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.43.4.004Ключевые слова:
современное богословие, Бог, бытие, Марион, Милбанк, Бальтазар, Хайдеггер, постметафизическая теологияАннотация
В статье проводится анализ дискуссии в современном западном богословии о допустимости описания Бога с помощью категории «бытие». В публикации применяются методы историко-философского исследования, компаративный метод, метод контекстуального прочтения. В первой части статьи автор исследует концепцию «Бог без бытия» Ж.-Л. Мариона, выявляются философский контекст и богословские основания, на которых строится эта концепция. Во второй части статьи проводится анализ позиции Дж. Милбанка, который критикует Ж.-Л. Мариона и утверждает, что «Бог есть Бытие». Автор указывает, что озабоченность Дж. Милбанка «вопросом бытия», связана с влиянием на него богословия Г. У. фон Бальтазара, которое, в свою очередь, сформировалось не без влияния со стороны философии М. Хайдеггера. Автор показывает, что оба подхода к описанию Бога допустимы, а их различие обусловлено различием языков и систем координат, из которых они исходят. Марионовский Бог — это Бог без «хайдеггеровского бытия», а Бог Дж. Милбанка — это Бог с «нехайдеггеровским бытием».
Скачивания
Библиографические ссылки
Gregorius Nazianzenus. De pace II. Oratio 22 // PG. 35. Col. 1132–1152.
Ps.-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus // Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus / hrsg. B. R. Suchla. Berlin; New York (N.Y.): De Gruyter, 1990. (PTS; Bd. 33). S. 107–231.
Бальтазар Г. У. фон. Теологика. I. Истина мира / пер. с нем. М.: ББИ, 2013. (Серия «Современное богословие»).
Бальтазар Г. У. фон. Слава Господа. Богословская эстетика. Том I: Созерцание формы / пер. с нем. М.: ББИ, 2019. (Серия «Современное богословие»).
Григорий Богослов, свт. Слово 23. О мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.: П. П. Сойкин, 1912. Т. 1. С. 336–346.
Дионисий Ареопагит, св. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника / пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2010. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).
Жильсон Э. Дух средневековой философии / пер. с фр. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011.
Марион Ж.-Л. Идол и дистанция / пер. с фр. Г. Вдовиной. Париж; М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. (Символ. 2009. № 56).
Марион Ж.-Л. От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики // «Esse»: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 1 (1). 2016. С. 40–64.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 192–220.
Balthasar H. U. von. The Glory of the Lord, Vol. V: In the Realm of Metaphysics in the Modern Age / transl. by O. Davies, A. Louth, B. McNeil, CRV, J. Saward, R. Williams. Edinburgh; San Francisco (Calif.): T. and T. Clark; Ignatius Press, 1991.
Balthasar H. U. von. Theodrama: Theological Dramatic Theory. Vol. III: The Dramatis Personae: The Person in Christ / transl. by G. Harrison. San Francisco (Calif.): Ignatius Press, 1992.
Marion J.-L. God Without Being: Horse-Text / Chicago (Tex.); London: The University of Chicago Press, 2012.
Marion J.-L The Rigor of Things: Conversations with Dan Arbib / transl. by Ch. Gschwandtner. New York (N.Y.): Fordham University, 2017.
Milbank J. Can a Gift be Given? Prolegomena to a Future Trinitarian Metaphysic // Modern Theology. 1995. Vol. 11 (1). Р. 119–161.
Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Oxford: Blackwell, 2006.
Гагинский А. М. Скрытые предпосылки рациональной теологии // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 111–124.
Давыдов О. Откровение Любви. Тринитарная истина бытия. М.: ББИ, 2020.
Пашков К. Дар и благодарение в контексте христианской и постмодернистской антропологии. Харьков: Богословський портал, 2010. (Серия «Сучасна теологія»).
Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М.: ББИ, 2010. (Серия «Современное богословие»).
Ямпольская А. В. Неохайдеггерианский синтез? Размышления над книгой Ж.-Л. Мариона «Идол и дистанция» // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 173–180.
Ямпольская А. Предисловие // Приводится по: Марион Ж.-Л. Эго, или Наделенный собой / пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик»; «Панглосс», 2019. С. 9–36.
Ястребцева А. В. Ж.-Л. Марион как феноменолог и историк философии // Философские науки. М.: Гуманитарий, 2010. № 7. С. 40–49.
Davies O. The Theological Aesthetics // The Cambridge Companion to Hans Urs Von Balthasar / ed. E. T. Oakes, D. Moss. New York (N.Y.): Cambridge University, 2004. Р. 131–142.
Kerr F. Balthasar and Metaphysics // The Cambridge Companion to Hans Urs Von Balthasar / ed. E. T. Oakes, D. Moss. New York (N.Y.): Cambridge University, 2004. Р. 224–240.
Tracy D. Foreword // Marion J.-L. God Without Being: Horse-Text. Chicago (Tex.); London: The University of Chicago Press, 2012. Р. XI–XVII.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.