Константинопольский Собор 1170 года

Авторы

  • Коробов В. С. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.43.4.003

Ключевые слова:

разделение по примышлению, «Отец Мой более Меня», Константинопольский Собор 1170 г., Константин Керкирский, Иоанн Ириник, Мануил I Комнин

Аннотация

Статья посвящена описанию заседаний и богословскому разбору решений Константинопольского Собора 1170 г. Этот Собор являлся логическим продолжением предшествующего Собора 1166 г., который исследовал вопрос о правильном толковании слов Спасителя: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Цель настоящей статьи — показать, почему осуждённые толкования: «разделение по примышлению» («κατ’ ἐπίνοιαν διαίρεσιν») и «общего лица» — являлись еретическими, хотя имели начало в святоотеческих творениях. Структура статьи имеет следующую рубрикацию: источники, ход Собора, итоги Собора и его последствия, богословие. Толкования: «разделение по примышлению» и «общего лица» — уводили православную мысль в сторону монофизитства. Принцип «разделения по примышлению» не употреблялся прп. Иоанном Дамаскином применительно к Ин. 14, 28, а митрополит Константин Керкирский применил его по своему усмотрению. Оба толкования были схожи между собой не только потому, что опирались на один и тот же источник, но и потому, что относили слова Христа к несуществующей природе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Коробов В. С., Московская духовная академия

магистр теологии

аспирант кафедры филологии Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

vladimir.korobov@mpda.ru

Библиографические ссылки

Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium // PG. T. 29. Col. 497–669, 672–768.

Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium // PG. T. 45. Col. 248–1121.

Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie: édition et commentaire. Paris: Editions E. de Boccard, 1967. (Travaux et mémoires; vol. 2).

Joannes Cyparissiotes. Orationes antirrheticae quinque contra Nilum Cabasilam // Ἰωάννου τοῦ Κυπαρισσιώτου κατὰ Νείλου Καβάσιλα λόγοι πέντε ἀντιρρητικοί / ἐκδ. Σ. Θ. Μαραγκουδάκης. Athens, 1985. (Ἡσυχαστικαὶ καὶ φιλοσοφικαὶ μελέται; τ. 13). Σ. 45–288.

Joannes Damascenus. Contra Jacobitas // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4 / hrsg. P. B. Kotter. Berlin: De Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22). S. 109–153.

Joannes Damascenus. Expositio fidei // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2 / hrsg. P. B. Kotter. Berlin: De Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12). S. 3–239.

Joannes Philoponus. Arbiter // Iohannis Philoponi opuscula monophysitica / ed. A. Sanda. Beirut: Typographia Catholica PP. Soc. Jesu, 1930.

Joannes XI Beccus. De processione Spiritus Sancti // PG. T. 141. Col. 157–276.

Joannis Cinnami Epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum // PG. T. 133. Col. 309–678.

Les Regestes des Actes du Patrarcat de Constantinople. Vol. 1. Fasc. II et III. Les Regestes de 715 a 1206 / éd. V. Grumel. Paris: Institut Français d’etudes Byzantines, 1989.

Nicetas Choniates. Thesaurus orthodoxae fidei [Lib. XXV] // PG. T. 140. Col. 202–282.

Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия I, 6 // Он же. Творения. М., 2008. Т. 1. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей; кн. 3). C. 109–139.

Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 2. (Патристика: тексты и исследования).

Иоанн Дамаскин, прп. Послание к яковиту // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / пер. и коммент. свящ. М. Козлова и Д. Е. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. C. 154–193.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2003.

Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180) / пер. под ред. проф. В. Н. Карпова. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859. (Византийские историки, переведенные с греческаго при С. Петербургской духовной академии; кн. 2).

Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Вече, 2013.

Беневич Г. И. Иоанн Филопон // ПЭ. 2015. Т. 24. С. 628–647.

Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / пер. с англ. свящ. О. Давыденкова, при участии Л. А. Успенской, примеч. А. И. Сидорова. М.: ПСТБИ, 2000.

Феодор (Юлаев), иером. Монофизитство // ПЭ. 2018. Т. 46. С. 679–696.

Михайлов П. Б. Анализ философской аргументации в полемике свт. Василия Великого с Евномием. Дис. канд. философских наук: 09.00.03. М.: Ин-т философии РАН, 2005.

Benito Duran A. El nominalismo arriano y la filosofia cristiana: Eunomio y San Basilio // Augustinus. Revista trimestral. 1960. Vol. 5. P. 207–226.

Petit L. Documents in edits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires // ВВ. 1904. Т. 11. Вып. 3–4. P. 465–493.

Thetford G. The Christological Councils of 1166 and 1170 in Constantinople // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1987. Vol. 31. № 2. P. 143–161.

Σάκκος Σ. Ν. «῾Ο Πατήρ Μου μείζων Μού ἐστιν». Ἔρίδαι καὶ σύνοδοι κατὰ τόν IBʹ αἰώνα. Θεσσαλονίκη: [χ. ό.], 1968. Τ. 1.

Σάκκος Σ. Ν. «῾Ο Πατήρ Μου μείζων Μού ἐστιν». Ἔρίδαι καὶ σύνοδοι κατὰ τόν IBʹ αἰώνα. Θεσσαλονίκη: [χ. ό.], 1968. Τ. 2.

Загрузки

Опубликован

2021-12-15

Как цитировать

(1)
Коробов, В. С. Константинопольский Собор 1170 года. БВ 2021, 48-63.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории