Вртанес Кертог. Об иконоборцах

Предисловие, перевод с древнеармянского и комментарии А. С. Рамазяна

Авторы

  • Рамазян А. С. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-18-19-393-425

Ключевые слова:

Вртанес Кертог, трактат «Об иконоборцах», католикос Мовсес II Эгивардеци, католикос Саак III Дзоропореци, иконоборчество в Армении, история Армянской Церкви

Аннотация

Статья посвящена переводу и комментарию одного из древнейших в истории христианской Церкви трактатов по теме иконоборческих споров, имевших место в Армении в конце VI – начале VII в., то есть более чем за сто лет до появления византийского иконоборчества при императоре Льве III Исавре (726 г.). Изучение данного источника позволяет пролить свет на природу иконоборчества в Армении и его возможное влияние на появление иконоборческих идей в Византии. Опираясь на текст трактата «Об иконоборцах» Вртанеса Кертога, автор анализирует аргументацию первых армянских иконоборцев и находит, что она во многом схожа с последующей позицией византийских иконоборцев (ссылки на ветхозаветный запрет изображений, отождествление иконопочитания с поклонением материи, опора на авторитет Евсевия Кесарийского), хотя имеет и свои характерные особенности (ссылки на св. Григория Просветителя и события армянской истории). Основные темы, раскрываемые в статье, – это формулирование учения иконоборцев и иконопочитателей, а также определение факторов, повлиявших на возникновение и развитие иконоборчества в Армении.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рамазян А. С., Московская духовная академия

кандидат богословия

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия

Библиографические ссылки

Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-Халкидониты // ПЭ. 2002. Т. 3. С. 326–329.

Бозоян А. А., К. Н. Армянская Церковь // ПЭ. 2002. Т. 3. С. 329–355.

Мелконян Е. Вртанес Кертог и иконоборчество // Эчмиадзин. 1970. № 6–7. С. 86–97.

Лурье В. История Византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.

Рамазян А. С. К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 76–85.

Шенборн К. Икона Христа. Милан – М., 1999.

Այվազյան Պատկերամարտություն. «Քրիստոնյա Հայաստան» հանրագիտարան, խմբագիր՝ Հ.Մ. Այվազյան (գլխ. Խմբագիր–տնօրեն) և ուրիշներ. Եր., 2002. էջ 852–853.

Esbroeck M. Der armenishe Ikonoklasmus // Oriens Christianus. Bd. 87. 2003. S. 144–153.

Küzler A. Disputationes Graecae contra Iudaeos. Stuttgard – Leipzig, 1999.

Մանուչարյան Ա. Ո՞վ է, իրականում, Հայոց Հովհան վարդապետը. Տարեգիրք Զ, Աստվածաբանական ֆակուլտետ, Եր.: ԵՊՀ հրատ., 2011, էշ 118–121.

Մելքոնյան Ե. Վրթանես Քերթողը և պատկերամարտությունը, «Էջմիածին», 1970, № Զ–Է, էջ 86–97.

Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle // Byzantion. Vol. 17. 1945. Р. 58–87.

Սահակյան Ա. Միջնադարյան պատկերապաշտության հայկական տարբերակը. Պատմա–բանասիրական հանդես. Երեվան, 1987. № 2 (117). Էջ 152–153.

ՈՒտիե Բ. Ապողինարի մի բնագրի հայերեն թարգմանությունը Եփրեմի անվան տակ, Բանբեր Մատենադարանի. 1977. № 12. էջ 163–166.

ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ

Агатангелос. История Армении. Ереван, 2004.

Вртанес Кертог. Об иконоборцах // Армянские классические авторы. Т. 3: VI в. / З. Екавян, ред. Антилиас – Ливан, 2004. С. 493–500.

Евагрий Схоластик. Церковная история. М., 1997.

Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893.

Каланкатуаци М. страны Алуанк. Ереван, 1984.

Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, 1990.

Степанос Т. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия / Н. Эммин, пер. с древнеарм. и коммент. М., 1864.

Загрузки

Опубликован

2021-11-30

Как цитировать

(1)
Рамазян, А. С. Вртанес Кертог. Об иконоборцах: Предисловие, перевод с древнеармянского и комментарии А. С. Рамазяна. БВ 2021, 393-425.

Выпуск

Раздел

Творения святых отцов

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)