Антропологические основания учения о слове (λόγος) святителя Григория Нисского
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-18-19-87-117Ключевые слова:
слово (λόγος), ум (νοῦς), имя (ὄνομα), явление (φανέρωσις), примышление (ἐπίνοια)Аннотация
Данное исследование призвано систематизировать учение свт. Григория Нисского о слове (λόγος) в аспекте антропологических его оснований. В статье рассмотрены особенности природы человека, лежащие в основе словесной деятельности. Наличие слова у человека, согласно свт. Григорию, оказывается обусловленным присутствием в нем богообразного ума, чувствующего естества души и вещественного тела. Слово, в представлении святителя, выступает одним из способов проявления ума вовне посредством органов тела и в этом качестве предстает одной из разновидностей примышления (ἐπίνοια). Работа выявляет комплексный и фундаментальный характер теории слова свт. Григория Нисского, которая имеет важное значение не только для языковедческих наук, но и для наук гуманитарного цикла.
Скачивания
Библиографические ссылки
Вдовиченко А. В. Грекоязычные библейские тексты в предметной и дискурсивной моделях описания. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2013.
Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры /Пер. К. Б. Михайлов // Альфа и Омега. 2002. № 4 (34). С. 190–212.
Карфикова Л. Святитель Григорий Нисский. Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека. К., 2012.
Ларше Ж.-К. Введение // Максим Исповедник, прп. Письма / Пер. Е. Начинкин; предисл. Ж.-К. Ларше; ред. Г. И. Беневич.СПб., 2015. С. 11–58.
Лосский В. Н. Спор о Софии // Лосский В. Н. Боговидение / Пер. В. А. Рещикова; сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.,2006. С. 10–108.
Малков П. Ю. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 186–212.
Малков П. Ю. Сотериологический аспект православного учения об имени Божием // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007.С. 120–135.
Михайлов П. Б. Анализ философской аргументации в полемике св. Василия Великого с Евномием. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2005.
Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Пер. А. А. Холодович; ред. М. А. Оборина. М., 1977. С. 31–273.
Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский как моралист. Этико-историческое исследование. Могилев на Днепре, 1886.
Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники / Cост. А. Ковтун, К. Шахбазян. Краснодар,2002.
Фокин А. Р. Григорий свт., еп. Нисский // ПЭ. 2006. Т. 7. С. 480–522.
Шмалий В., свящ. 2001 – Шмалий В., свящ. Проблема «воцерковления философии» на примере трудов св. Григория Нисского // Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции «IX Рождественские Образовательные Чтения», 25 янв. 2001 г. М., 2001. С. 59–87.
Эдельштейн Ю. М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений. Средневековая Европа / Ред. А. В. Десницкая, С. Д. Кацнельсон. Л., 1985. С. 157–207.
Gregory of Nyssa. Contra Eunomium II: an English version with supporting studies. Proceedings of the 10th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Olomouc, September 15–18, 2004) / Ed. L. Karficova etal. Leiden – Boston, 2007.
Kobusch Тh. Name und Sein. Zu den sprachphilosophischen Grundlagen in der Schrift «Contra Eunomium» des Gregor von Nyssa // El«Contra Eunomium I» en la produccion literaria de Gregorio de Nisa: VI ColoquioInternacional sobre Gregorio de Nisa / Ed. L. F. Mateo-Seco, J. L. Bastero. Pamplona, 1988. P. 247–268.
Laird M. Gregory of Nyssa and the grasp of faith: union, knowledge,and Divine presence. Oxford, 2004.
Matina М. Philosophy of language // The Brill Dictionary ofGregory of Nyssa / Ed. L. F. Mateo-Seco, G. Maspero. Leiden – Boston,2010. P. 604–611.
Merki H. Ὁμοίωσις Θεῷ: Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottähnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freiburg in der Schweiz, 1952.
Sherrard P. The christian understanding of man // Sophia Perennis.1976. № 2. Р. 38–57.
Weiswurm А. Alcuin. The nature of human knowledge according to saint Gregory of Nyssa. Wash. (D. C.), 1952.
Афанасий Александрийский, свт. 1902 – Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1. СТСЛ, 1902.
Василий Великий, свт. 2008–2009 – Василий Великий, свт. Творения:В 2 тт. М., 2008–2009. Т. 2.
Григорий Палама, свт. 2007 – Григорий Палама, свт. Трактаты / Пер.архим. Нектарий (Яшунский). Краснодар, 2007.
Епифанович, Сидоров 1993 – Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопросы I–LV / Пер. иком. С. Л. Епифанович, А. И. Сидоров. М., 1993.
Лурье 1995 – Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / Пер.В. М. Лурье. СПб., 1995.
Поспелов 2009 – Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. Д. И. Поспелов. Святая гора Афон – М., 2009.
Феофан Затворник, свт. 2006 – Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 2006.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.