Особенности духовного руководства святителя Феофана Затворника

Авторы

  • Иванов Михаил Степанович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.003

Ключевые слова:

история Русской Православной Церкви, свт. Феофан (Говоров), аскетическая практика, духовное руководство, русское старчество

Аннотация

Статья посвящена специфике аскетической практики известного русского подвижника благочестия епископа Феофана (Говорова). В начале статьи даётся историческое обоснование диалектическому противостоянию между миром и монастырём, которое разрешается в одну из благодатных форм христианской жизни. Далее проводится различение между понятиями «мир Божий», как сотворённая Богом Вселенная, и «мир греха», как господство зла, вторгшегося в окружающий мир по вине человека. Это различение помогает снять распространённое заблуждение относительно монашеского отречения от мира и выявить подлинные отношения, которые рождает человек, ставший на монашеский путь духовного возрождения. Развивая эти отношения, монах входит в целостное, органическое, духовное и благодатное единство с миром Божиим, что позволяет ему установить основанное на любви ко всему божественному творению подлинное отношение ко всем обитателям тварного мира. На этом основополагающем принципе монашеской жизни, как пишет епископ Феофан, Затворник Вышенский, как раз и нужно строить архипастырское руководство всеми членами Церкви — не только монашеским братством, но и мирскими людьми, тем самым продолжая духовную традицию русского старчества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иванов Михаил Степанович, Московская духовная академия

доктор богословия, заслуженный профессор, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии

Московская область, Сергиев Посад, Академия

mashburo-mda@yandex.ru

Библиографические ссылки

Источники

Антоний, митр. Сурожский. Созерцание и деятельность // Антоний, митр. Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002. С. 417–446.

Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском переводе. СПб.: СПбДА, 1838. Т. I. Кн. 1.

Поучение прп. Серафима Саровского о молитве Иисусовой. М.: Локид-Пресс, 2007.

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1908.

Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Данилов мужской мон-рь, 2014.

Литература

Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. Саратов: Изд. Саратов. ун-та, 2011.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород: Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996.

Вениамин (Милов), еп. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита. [Машинопись. Б. и., б. г.].

Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб.: Типо-лит. С.-Петерб. тюрьмы, 1907.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.

Флоровский Г. Оправдание знания [1928. V.29–VI.12] // Флоровский Г. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии / сост., вступит. ст. И. И. Евлампиева, примеч. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГА, 2005. С. 343–349.

Флоровский Г. Византийские отцы V–VII вв. Париж: [Б. и.], 1933.

Флоровский Г. Восточные отцы V–VII вв. Paris: YMCA-Press, 1990.

Хоружий С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.

Экземплярский В. И. Старчество // Православная община. 1992. № 2. С. 54–68; № 3. C. 44–58. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/VasilijErzemplyarskij/starchestvo/ (дата обращения 24. 03. 2021).

Загрузки

Опубликован

2021-08-24

Как цитировать

(1)
Иванов, М. С. Особенности духовного руководства святителя Феофана Затворника. БВ 2021, 61-76.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории