Учение В. Н. Лосского о различении сущности и энергий в Боге: антиномия или грубое противоречие?

Авторы

  • Фуфаев Сергий, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-59-90

Ключевые слова:

Бог, Пресвятая Троица, Господь Иисус Христос, Боговоплощение, Бытие, абсолютная простота, абсолютное совершенство, божественная бесконечность, нетварная сущность,, нетварные энергии, ипостась, личность, обожение, богословская антиномия

Аннотация

В статье предлагается ответ на критику Е. В. Зайцевым учения В. Н. Лосского о различении сущности и энергий в Боге. Е. В. Зайцев полагает, что учение В. Н. Лосского обладает грубым внутренним противоречием, которое привело к разрыву между теологией и икономией. На взгляд автора, данные выводы не обоснованы, в связи с чем в статье предпринята попытка богословского анализа наиболее важных аспектов учения В. Н. Лосского о различении сущности и энергий в Боге с целью определить характер этого различения (с точки зрения указанных аспектов). В ходе исследования были особо подчеркнуты следующие идеи: творение есть акт воли, а не акт природы; нетварные энергии есть бытие всего существующего, а между нетварной сущностью и сущностью тварной пролегает бесконечное онтологическое расстояние; абсолютное совершенство есть абсолютная простота, абсолютное совершенство предполагает бесконечное разнообразие бесконечных и всемогущих энергий, основанных на единой нетварной сущности; между действующим и действием не может быть никакого сложения; в силу бесконечности нетварных сущности и энергий они сведены к абсолютной неделимости и простоте; абсолютная неповторимость личности есть абсолютная простота; нетварная Личность Христа одновременно пребывает в нетварной природе и природе тварной неделимо; в состоянии обожения человек бесконечно усваивает свойство божественной простоты; обожение осуществляется бесконечно от силы в бóльшую силу и др. В результате исследования автор пришёл к выводу, что с точки зрения рассмотренных аспектов богословия В. Н. Лосского его различение сущности и энергий в Боге является не грубым противоречием, а онтологической антиномией, указывающей на неисчерпаемую тайну бытия Бога, Его творческого акта, бытия творения и обожения человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фуфаев Сергий, священник, Московская духовная академия

преподаватель и научный сотрудник кафедры библеистики МДА
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Basilius Magnus. De Spiritu Sancto. Ad Amphilochium Iconii episcopum // PG. T. 32. Col. 68–217.

Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXI // PG. 36. Col. 133–172.

Gregorius Nyssenus. Homiliae in Canticum canticorum // PG. T. 44. Col. 756–1120.

Gregorius Palamas. Orationes dogmaticae // Γρηγόριου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράματα. Θεσσαλονικη, 21994. T. 2. Σ. 69–278.

Gregorius Palamas. Pro hesychastis // Γρηγόριου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράματα. Θεσσαλονικη, 21988. T. 1. Σ. 359–694.

Joannes Damascenus. Dialectica sive Capita philosophica // PG. Т. 94. Col. 518–676.

Joannes Damascenus. Expositio fidei // PG. T. 94. Col. 790–1228.

Maximus Confessor. Capita de charitate // PG. T. 90. Col. 959–1080.

Василий Великий, свт. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому // Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. Т. 1. С. 60–108.

Григорий Богослов, свт. Пять слов о богословии. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2000.

Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни песней Соломона // Творения святого Григория Нисского. М.: тип. В. Готье, 1862. Ч. 3.

Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: Текст, 2010. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Канон, 1995. Григорий Палама, свт. О том, что Варлаам и Акиндин — дихотомиты // Трактаты.

Краснодар: Текст, 2007. С. 234–250.

Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / пер. с др.-греч. и ком. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002.

Максим Исповедник, прп. Главы о любви // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты / пер. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. С. 95–145.

Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

Марк Эфесский, свт. Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов // Византийские исихастские тексты. М.: Изд. Московской Патриархии, 2012. С. 456–480.

Филарет Московский, свт. Слово в день обретения мощей свт. Алексия // Слова и речи. М., 1877. Т. 2.

О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013.

Избранные труды В. Н. Лосского

Lossky V. N. Essai sur la theologie mystique de l’Eglise d’Orient. Paris: Cerf, 2008.

Lossky V. N. La consciense catholique. Implications anthropologiques du dogme de l’Eglise // A l’image et a la ressemblance de Dieu. Paris: Aubier Montaigne, 1967. P. 181–192.

Lossky V. N. La notion theologique de personne humaine // A l’image et a la ressemblance de Dieu. Paris: Aubier Montaigne, 1967. P. 109–121.

Lossky V. N. La théologie de la lumiere chez saint Grégoire Palamas // À l’image et à la ressemblance de Dieu. Paris: Aubier Montaigne, 1967. P. 39–65.

Lossky V. N. Vision de Dieu. Paris: Editions Delachaux et Niestle, 1962.

Лосский В. Н. Боговидение // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 311–453.

Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 645–657.

Лосский В. Н. Богословие света в учении святого Григория Паламы // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 581–606.

Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 454–550.

Лосский В. Н. Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 710–721.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 110–308.

ЛИТЕРАТУРА

Бибихин В. В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.

Бирюков Д. С. Тема Божественных энергий как «привходящего» в паламитском учении: смысл, исторический контекст, контекст учения о природе богословского языка // БХД. 2019. Т. 2. № 2. С. 195–211.

Гагинский А. М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 23–39.

Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 21–28.

Иванов М. С. Человек в религиозной философии Блеза Паскаля // БВ. 2019. Т. 35. № 4. С. 72–86.

Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и Церкви. М.: ББИ, 2012.

Зайцев Е. В. Учение В. Лосского о теозисе. М.: ББИ, 2007.

Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010.

Фуфаев С., свящ. Вочеловечение Бога и обожение человека // ПС. 2017. №1 (04). С. 8–13.

Фуфаев С., свящ. Истолкование В. Н. Лосским догматических понятий «ипостась», «личность» и «индивид» // БВ. 2019. № 4 (35). С. 38–71.

Фуфаев С., свящ. Открытый и сокрытый Бог Библии и Предания Церкви // ПС. 2018. №1 (08). С. 30–43.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

(1)
Фуфаев, С. Учение В. Н. Лосского о различении сущности и энергий в Боге: антиномия или грубое противоречие?. БВ 2020, 59–90.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории