Развитие концепта «День Господень» в книгах малых пророков
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.40.1.002Ключевые слова:
пророческая письменность, ветхозаветное богословие, «День Господень», пророки, суд, спасение, Израиль, ветхозаветная эсхатология, теофания, Иерусалим, СионАннотация
«День Господень» является одной из ключевых тем в пророческой письменности. Цель статьи — проследить основные этапы в понимании концепта «День Господень» в книгах малых пророков: что это выражение означало для допленных и послепленных пророков, какие исторические процессы могли повлиять на изменение провозвестия о «Дне Господнем» у каждого пророка отдельно. На основе проведённого анализа автор приходит к выводу, что разрушение Иерусалима в 586 г. до Р. Х. стало основным событием, повлиявшим на развитие понятия «День Господень» в пророческой письменности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Вiblia Hebraica Stuttgartensia / ed. R. Kittel; 5 ed. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.
Septuaginta, Id est Vetus Testamentumgraeceiuxta LXX interpretes / ed. A. Rahlfs. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское Библейское Общество, 2005.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Современный русский перевод. М.: Российское Библейское общество, 2011.
Cyrillus Alexandrenus. In Abdiam // PG. T. 71. Col. 581–596.
Cyrillus Alexandrenus. In Ioilem // PG. T. 71. Col. 328–408.
Cyrillus Alexandrenus. In Malachiam // PG. T. 72. Col. 276–364.
Сyrillus Alexandrenus. In Zachariam // PG. T. 72. Col. 9–276.
Hieronymus Stridonensis. In Abdiam // PL. T. 25. Col. 1097–1118.
Hieronymus Stridonensis. In Amos // PL. T. 25. Col. 989–1096.
Hieronymus Stridonensis. In Ioilem // PL. T. 25. Col. 947–988.
Hieronymus Stridonensis. In Sophoniam // PL. T. 25. Col. 1337–1388.
Theodoretus Cyrensis. Interpretatio Malachiae prophetae // PG. T. 81. Col. 1960–1988.
Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу пророка Авдия // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 13. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1896. С. 169–200.
Иероним Стридонский, блж. Три книги толкований на пророка Амоса // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 13. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1896. С. 1−168.
Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу пророка Иоиля // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 12. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. С. 351–415.
Иероним Стридонский, блж. Толкование на Книгу пророка Софонии // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 14. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1898. С. 236–316.
Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Авдия // БВ. 1893. № 8. С. 1–18 (прил.).
Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [13, 1 – 14, 17] // БВ. 1898. № 7. С. 193–224 (прил.).
Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Иоиля [1, 6 – 2, 26] // БВ. 1892. № 9. С. 335–366 (прил.).
Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [3, 5 – 4, 4] // БВ. 1898. № 12. С. 305–336 (прил.).
Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу пророка Малахии // Творения блаженного Феодорита, епископа Кипрского. Ч. 5. М.: Тип. В. Готье, 1857. С. 153–176.
Литература
Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет: канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2005.
Глаголев А., свящ. Книга пророка Софонии // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / изд. преемников А. П. Лопухина. Ч. 2. Т. 7. Стокгольм: Ин-т перевода Библии, r1987 (1910). С. 327–362.
Гумеров А., свящ. Авдий // ПЭ. 2007. Т. 1. С. 119–120.
Лявданский А. К., Барский Е. В. Захарии пророка книга // ПЭ. 2008. Т. 19. С. 670–677.
Мень А., прот. Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации. М.: Жизнь с Богом, 2010.
Николай (Добронравов), архиеп. Книга пророка Иоиля: магист. дисс. М.: Тип. В. Гатцук, 1885.
Овсянников С., прот. Амос // ПЭ. 2008. Т. 2. С. 183–187.
Петров А. Е. Иоиль // ПЭ. 2011. Т. 25. С. 356–367.
Тихомиров Б. А. День Господень // ПЭ. 2012. Т. 14. С. 414–417.
Тюрнин И. А. Книга пророка Софонии: историко-экзегетическое исследование (магистерская диссертация). Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегирёвой, 1897.
Ценгер Э. Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2008.
Э. Н. Жертва // ПЭ. 2013. Т. 19. С. 150–155.
Berlin A. Zephaniah: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven (CT); London: Yale University Press, 2008.
Clark D. J. A Τranslator’s Ηandbook on the Βook of Obadiah. Includes Ιndex. Helps for Τranslators. London; New York: United Bible Societies, 1982.
Coggins R. J. Israel Аmong the Nations: A Commentary on the Books of Nahum and Obadiah. International Theological Commentary. Grand Rapids (MI); Edinburgh: W. B. Eerdmans; Handsel Press, 1985.
Hill A. E. Malachi: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven (CT); London: Yale University Press, 2008.
Keil C. F. Commentary on the Old Testament. Vol. 10. Peabody (MA): Hendrickson, 2002.
Merrill E. H. Haggai, Zechariah, Malachi: An Exegetical Commentary. Dallas (TX): Biblical Studies Press, 2003.
Meyers C. L. Zechariah 9–14: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven (CT); London: Yale University Press, 2008.
Pohlig J. N. An Exegetical Summary of Joel. Dallas (TX): SIL International, 2003.
Raabe P. R. Obadiah: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London: Yale University Press, 2008.
Robertson O. P. The Books of Nahum, Habakkuk and Zephaniah. Grand Rapids (MI): W. B. Eerdmans, 1990.
Rad G., von. Theologie des Alten Testamenten. Band II. Die Theologie der prophetischen Überlieferungen Israels. München: Chr. Kaiser, 1987.
Wolff H. W. Joel and Amos: A Сommentary on the Books of the Prophets Joel and Amos. Philadelphia (PA): Fortress Press, 1977.