Православная миссия среди сект: Часть I
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450/2018-29-1-203-232Ключевые слова:
ересь, секта, культ, тоталитарная секта, лжеучения, новые религиозные движения, классификация сект, сектоведение, религиоведение, светское антикультовое движение, теория тоталитарного сектантства, психотехнологии, противосектантская миссия, экуменизм, межрелигиозный диалог, святоотеческое отношение к сектам и к сектантам, принципы и методы противосектантской миссииАннотация
Анализируется теоретическое обоснование противосектантской миссии РПЦ за последние четверть века ее жизни в России в новых политических условиях. Анализ осуществляется с точки зрения святоотеческого понимания природы и предназначения этой миссии и с учетом опыта, накопленного Церковью до 1917 г. Критически рассматриваются терминологическая проблематика и современные принципы и методы изучения и противодействия сектантству, теории появления и распространения сект в церковном сектоведении, светском религиоведении, светском антикультовом движении, в теории тоталитарного сектантства для выявления их взаимного влияния, принципиального расхождения и методологических изъянов с целью выявления в русском сектоведении опыта, соответствующего церковному Преданию. Рассматриваются богословские и пастырские аспекты проблемы противосектантской миссии, экуменизма и межрелигиозного диалога; святоотеческое отношение к ересям (сектам) и еретикам (сектантам) и религиозным заблуждениям.
Скачивания
Библиографические ссылки
Иларион (Троицкий), сщмч. Христианство или Церковь // Творения: В 3-х т. Т. 2. М., 2004. С. 192-234.
Иоанн Дамаскин, прп. Творения. СПб., 1913. Т. 1.
Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2017.
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. М., 2000.
Сборник материалов по вопросам о смешанных браках и о вероисповедании детей, от сих браков происходящих. СПб., 1906.
Феофан Затворник, свт. Письма к одному лицу в Санкт-Петербург по поводу появления там нового учителя веры. СПб., 1881.
Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. М., 2000. Кн. 2.
Амфилохий (Радович), митр. Миссия Церкви и ее методика. URL: http://stavroskrest.ru/content/missiya-cerkvi-i-ee-metodika (дата обращения 5.05.2017).
Арсеньев И., прот. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. М., 2005.
Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: Новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15. № 2. С. 62-78.
Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.
Богословский анализ лжеучений, содержащихся в литературе, издаваемой т. н. «Богородичным центром» // Московский церковный вестник. 1992. № 12-13. С. 4-5, 14-15.
Васильева Е. Н. Теория «церковь-секта»: От М. Вебера до наших дней. Электронный научный журнал «Исследовано в России». URL: http://zhurnal. ape.relarn.ru/articles/2007/114.pdf (дата обращения 15.05.2017).
Васильева Е. Н. «Культ» и «секта»: Проблема разграничения // Религиоведение. 2007. № 3. С. 86-92.
Глубоковский Н. Н. Блаженный Феодорит, еп. Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1890. Т. 2.
Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002.
Григорьева Л. И. К вопросу об использовании понятия «тоталитарная секта» по отношению к новым нетрадиционным религиозным движениям // Личность, творчество и современность. Сборник научных трудов / Под ред. Д. Д. Невирко. Красноярск, 1999. Вып. 2. С. 206-210.
Дворкин А. Л. Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение. 1997. № 1. С. 10-15
Дворкин А. Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение». Нижний Новгород, 1998.
Дворкин А. Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения // Труды ежегодной богословской конференции ПСТГУ: Материалы 2000 г. М., 2000. С. 65-83.
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 32007.
Иванов М. С., Цыпин В., прот. Ересь // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 598-607.
Иванцов-Платонов А., прот. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1.
Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. М., 2006.
Кантеров И. Я. Новые религиозные движения // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 706-707.
Конь Р. М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008.
Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тоталитаризма. М., 2005.
Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: Возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Мк., 2015. Т. 1.
Мельников П. Записка о русском расколе для В. К. Константина Николаевича по поручению Ланского. 1857 // Кельсиев В. Сборник правительственных постановлений о раскольниках. Л., 1860. Вып. 1. С. 167-198.
Мельников П. Письма о расколе. СПб., 1862.
Михаил (Грибановский), еп. Письма. Симферополь, 1910.
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород, 21997.
Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004. [Popper K. Predpolozheniia i oproverzheniia: Rost nauchnogo znaniia (Assumptions and denials: The growth of scientific knowledge). Moscow, 2004.]
Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999.
Федоров В., прот. Предисловие издателей русского перевода // Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб, 1997. С. V-XXXIX.
Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл христианского подвига // Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. Сергиев Посад, 2000. С. 43-232.
Филькина А. В. Этический аспект в исследованиях новых религиозных движений: Сопоставление опыта отечественных и западных социологов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 5 (95). С. 73-78.
Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, r1991.
Штерин М. C. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие / Под ред. К. Кариайнена, Д. Е. Фурмана. СПб., 2000. C. 150-181.
Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. Учебное пособие. М., 2011.
Bromley D. G. New religious movements // Encyclopedia of Religion and Society / Ed. H. William, Jr. Swatos. URL: http://hirr.hartsem.edu/ency/NRM. htm (дата обращения 20.10.2016).
Introvigne M. «Liar, Liar»: Brainwashing, CESNUR and APA. URL: http://www.cesnur.org (дата обращения 22.10.2016).
Introvigne M. The future of religion and the future of new religions. URL: http://www.cesnur.org/2001/mi_june03.htm (дата обращения 22.10.2016).
Popper K. R. Natural selection and the emergence of mind // Dialectica. 1978. Vol. 32. P. 339-355.
Richardson J. T., Ginsburg G. A. Critique of "Brainwashing" evidence in light of Daubert: Science and unpopular religions // Law and Science: Current legal issues / Ed. H. Reece (N. Y), 1998. Vol. 1. P. 265-288.
Shupe A. D., Bromley D. G., Oliver D. L. The anti-сult movement in America. A bibliography and historical survey (Sects and Cults in America). New York, 1984.
West L. J., Langone M. D. A conference for scholars and policy makers // Cultic studies journal. 1986. Vol. 3. P. 117-134.