К вопросу о передаче в Лавру в 1948 году иконостаса церкви святителя Николая, именуемой «Никола Большой Крест»
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450/2018-30-3-206-226Ключевые слова:
иконы, иконостас, церковь «Никола Большой Крест», церковь прп. Сергия Радонежского, трапезная, Свято-Троицкая Сергиева лавраАннотация
В 1933 г. в Москве был разрушен храм свт. Николая, именуемый «Никола Большой Крест». Иконостас был демонтирован и хранился в фондах Государственной Третьяковской галереи. В 1948 г. он был передан в Троице-Сергиеву лавру и установлен в храме прп. Сергия Радонежского. Структура иконостаса была изменена, потому что его размеры не соответствовали параметрам этой церкви. Не все иконы были включены в новый иконостас. В Лавру были переданы пятьдесят пять произведений живописи из иконостаса московской церкви. В иконостас трапезного Сергиевского храма были включены тридцать семь икон: иконы местного ряда (4), иконы праздников (10), иконы Деисусного ряда (11), иконы праотцев (9 из 11), одна икона (из 11) пророческого ряда и две иконы (из 3) Страстного ряда. В иконостас включены также царские врата и северные и южные двери. Местонахождение десяти икон на сегодняшний день неизвестно. Найти недостающие иконы - это очень важная задача. Иконостас московской церкви, как уникальный памятник древнерусского искусства XVII в., должен быть сохранен в полном объеме и доступен для изучения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Утраченные святыни. Ильинка сквозь века / Сост. Т. Г. Берхина. М., 2011.
Буренкова Е. В. Из истории комплектования фондов древнерусского искусства Третьяковской галереи // Третьяковские чтения. Москва, 2-4 апреля 2014 г. Материалы отчетной научной конференции / Под ред. Л. И. Иовлевой, Т. В. Юденковой. М., 2015. С. 58-83.
Гераськин Ю. В. Возникновение и становление института уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4.4. С. 45-51.
Грабарь И. История русского искусства. М., 1959. Т. 4.
Ильин М. А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. Л., 1971 (Города-музеи).
Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1982.
Паламарчук П. Г. Сорок Сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов в 4 т. М., 2004.
Розанов Н. П. Древние и другие особо замечательные предметы в приходских церквах г. Москвы. М., 1911.
Савина Л. К истории иконостаса трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры // ЖМП. 1993. № 10. С. 93-97.
Савина Л. Праздничный ряд иконостаса церкви Никола Большой Крест // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сборник статей ВНИИР. М., 2001. С. 143-152.
Савина Л. О картинах П. И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы V Международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 228-243.
Савина Л. «Делан самым добрым и дивным строением…». Иконостас Сергиевского храма трапезной палаты Троице-Сергиевой лавры // Русское искусство. 2014. № 2. С. 32-43.
Савина Л. К истории установки иконостаса в Сергиевском храме Трапезной палаты Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы X Международной конференции. Сергиев Посад, 2018. С. 251-261
Свенцицкий А. Невидимые нити // ЖМП. 2009. № 8. С. 62-64.
Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевской лавры: исследования и реставрация. М., 1961. С. 139-158.