Эволюция и грехопадение в западном богословии XIX–XX веков

Авторы

  • Храмов А. В. Палеонтологическij институт РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2018-30-3-69-96

Ключевые слова:

Пьер Тейяр де Шарден, искупление, модернизм, теистический эволюционизм, Клайв Льюис, Питер ван Инваген, Homo divinus, антропогенез, полигенизм, первородный грех

Аннотация

В западном богословии эволюция, изучаемая наукой, чаще всего отождествляется с процессом сотворения мира Богом. Однако этот взгляд влечет за собой необходимость серьезного пересмотра традиционного христианского учения о грехопадении и искуплении. Если человек был сотворен посредством эволюции, то изначально он находился в полуживотном состоянии и был подвержен смерти и болезням, что несовместимо с понятием о единстве с Богом, поэтому многие теистические эволюционисты полностью отрицают факт грехопадения и вместо этого видят в истории человечества лишь непрерывное восхождение от низшего к высшему. В этой перспективе греховность интерпретируется как неизбежное следствие животных инстинктов, которыми Бог наделил человеческое естество с самого начала. Сторонники альтернативного подхода считают, что примитивные люди на заре истории могли совершить нечто похожее на грехопадение, однако последствия этого происшествия не оказали никакого влияния на остальной мир. Несовместимость теистического эволюционизма с учением о грехопадении является важным контраргументом против этой модели согласования христианства и теории эволюции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Храмов А. В., Палеонтологическij институт РАН; ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН, соискатель кафедры Богословия и Литургики ОЦАД им. Свв. Кирилла и Мефодия

Библиографические ссылки

Верую. Малый Католический Катехизис. М., 2001.

Гильдебранд Д. Новая вавилонская башня. СПб., 1998.

Кемп К. Наука, богословие и моногенез // Богословие творения / Под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М., 2013. С. 205-229.

Паскаль Б. Мысли о религии. Мк., 2001.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.

Эве Ф. Дарвин и христианство. М., 2016. [Euvé F. Darwin i khristianstvo (Darwin and christianity). Moscow, 2016.]

Adams M. The continuous creation: an application of the evolutionary philosophy to the Christian religion. New York - Boston, 1893.

Beecher H. W. Evolution and religion. L., 1885. Part 1.

Berry R. J. Natural Evil: Genesis, Romans, and modern science // Perspectives on science and christian faith. 2016. Vol. 68. P. 87-98.

Brunton T. L. The Bible and science. L., 1881.

Chappell J. Raymund Schwager: Integrating the Fall and Original Sin with еvolutionary theory // Theology and science. 2012. Vol. 10. P. 179-198.

Chappell J. W. Rethinking the historical Fall in the light of evolution: R. Tennant and after // Science et christian belief. 2013. Vol. 25. P. 131-154.

Cope E. D. The origin of the fittest. New York, 1887.

Dourley J. C. G. Jung and Pierre Teilhard de Chardin: Is there a boundary between psychic and evolutionary energy? // Pierre Teilhard de Chardin and Carl Gustav Jung: side by side / Ed. F. Gustafson. Cheyenne. 2015. P. 98-114.

Draper J. W. History of the conflict between religion and science. New York, 1875.

Duffy S. J. Our hearts of darkness: Original Sin revisited // ThS. 1988.Vol. 49. P. 597-621.

Harlow D. C. After Adam: reading Genesis in an age of evolutionary science // Perspectives on science and christian faith. 2010. Vol. 62. P. 179-195.

Hick J. Evil and the God of love. New York, 2010. Lewis 2009 - Lewis C. S. The problem of pain. New York, 2009.

Livingstone D. N. Preadamites: the history of an idea from heresy to orthodoxy // Scottish journal of theology. 1987. Vol. 40. P. 41-66.

Mahoney J. Christianity in evolution: an exploration. Wash., 2011.

McDermott B. O. The theology of Original Sin: recent developments // ThS. 1977. Vol. 38. P. 478-512.

McDowall S. A. Evolution and the need of atonement. Cambridge, 1914.

Newman J. H. Apologia pro vita sua. L., 1912.

O'Sullivan J. P. Catholics re-examining Original Sin in light of evolutionary science: the state of the question // New Blackfriars. 2016. Vol. 96. P. 1-22.

Richardson M. W. Evolutionary-emergent worldview and Anglican theological revision: case studies from the 1920s // Anglican theological review. 2010. Vol. 92. P. 321-345.

Savage M. J. The religion of evolution. Boston, 1897.

Schiller F. Paul Broca, founder of French anthropology, explorer of the brain. Berkley, 1979.

Schneider J. The fall of ‘Augustinian Adam': original fragility and supralapsarian purpose // Zygon. 2012. Vol. 47. P. 949-969.

Schoonenberg P. Man and sin: a theological view. This is a good article. Follow the link for more information. South Bend (Indiana), 1965.

Schwager R. Banished from Eden: Original Sin and evolutionary theory in the drama of Salvation. Leominster, 2006.

Suarez A. "Transmission at generation": could original sin have happened at the time when Homo sapiens already had a large population size? // Scientia et fides. 2016. Vol. 4. P. 253-294.

Tennant F. R. The origin and propagation of sin. Cambridge, 1908.

Inwagen van P. The Argument from Evil // Christian faith and the problem of Evil / Ed. P. van Inwagen. Grand Rapids, 2004. P. 55-73.

Vandervelde G. Original Sin: two contemporary Roman Catholic approaches. Amst., 1975.

Wilson J. M. The religious effect of the idea of Evolution // Evolution in the light of modern knowledge. L., 1925. P. 477-515.

Yannaras C. Elements of faith. An introduction to orthodox theology. Edinburgh, 1991.

Храмов А. Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). С. 84-109.

Connor J. L. Original Sin: contemporary approaches // TS. 1986. Vol. 29 P. 215-240.

Загрузки

Опубликован

2018-08-15

Как цитировать

(1)
Храмов, А. В. Эволюция и грехопадение в западном богословии XIX–XX веков. БВ 2018, 69-96.

Выпуск

Раздел

Естественно-научная апологетика

Категории