Обзор современной православно-протестантской полемики: экклесиология
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-35-62Ключевые слова:
протестантизм, полемика, экклесиология, современность, Кленденин, Негруц, Гиллквист, Предание, Барис, эксклюзивность Церкви, миссионерствоАннотация
В статье дается обзор полемических моментов, присущих современной протестантской критике православной экклесиологии, и ответы на эту критику со стороны православных полемистов. Исследование экклесиологических вопросов церковной самоидентичности привели в недавнее время большую группу евангелистов из Северной Америки в Право- славие. Эта тема является перспективной с точки зрения ведения диалога с протестан- тизмом в будущем. Одновременно с протестантской стороны появились публикации с разнообразными аргументами против православного учения, включая учение о Церкви. Протестанты выдвигают против православных обвинения в этнической раздробленности, в завышенной важности епископа, в учении о необходимости Таинств, эксклюзив- ности Церкви, ее единоспасительности, неопределенности взгляда на инославных в православном богословии и другие обвинения «по ассоциации» с Римо-католической церковью. Именно с этим приходится иметь дело в современных публикациях и от этого защищаться. В статье рассматриваются антиправославные публикации в рефор- маторском журнале “Credenda Agenda” и их критика в статье «Нереформированная истина» на православном ресурсе. Также изучается исповедь известного евангелистского исследователя Православия Дэниела Кленденина. Рассматривается статья ректора баптистского румынского университета «Эммануил» Пола Негруца и ответ на нее Джоэла Калвесмаки. Приводится отчет комиссии Лос-Анджелесского библейскогоинститута о несовместимости православной веры с «исповеданием» университета. Также изучается баптистская методичка по обращению православных. Отмечаются тенденции православно-протестантской полемики. Разбор дискуссий в порядке их возникновения в печати и на академическом уровне иллюстрирует степень расхождения во взглядах на современном этапе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Гиллквист П. Возвращение домой: От протестантизма к православию. Духовная жизнь в Америке. М., 1996.
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/418840.html (дата обращения 23.11.2016).
Отношения православной Церкви с остальным христианским миром. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html (дата обращения 13.05.2017).
Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005.
About Credenda. URL: http://www.credenda.org/index.php/ About-Us/about-credenda.html (дата обращения 5. 05. 2017).
Andrews R. D. Baptists target the Orthodox, 2007. URL: http://www. orthodoxytoday.org/view/andrews-baptists-target-the-orthodox (дата обращения 5.05.2017).
Barnes P. The Non-Orthodox. The Orthodox teaching on christians outside of the Church. Salisbury (MA), 1994.
Bray G. Gerald Bray responds to the Biola Statement and Don Fairbairn // East-West Church ministry report. 2000. Vol. 8. № 3. P. 10.
Eastern Orthodox Theology: A contemporary reader / Ed. D. B. Clendenin. Grand Rapids, 1995.
Clendenin D. B. Why I'm not orthodox. An evangelical explores the ancient and alien world of the Eastern church // Christianity today. 1996. Vol. 41. № 1. P. 32-41.
Fairbairn D. Don Fairbairn Responds to the Biola Statement on Eastern Orthodoxy // East-West Church ministry report. 2000. Vol. 8. № 3. P. 8-10.
Guillquist P. Becoming Orthodox: A Journey to the Ancient Christian Faith. Ben Lomond (California), 1989.
Jackson P. Why Isn't Clendenin orthodox // Orthodox America. 1997. Vol. 17. № 2. P. 149-150.
Jones D. Eastern Heterodoxy // Credenda Agenda. 1994. Vol. 6. № 5.
Kahnis K. F. A. Über die Principien des Protestantismus. Leipzig, 1865.
Kalvesmaki J. What Evangelicals should know about Negrut's assessment of Eastern Orthodoxy. URL: http://www.loimission.net/wp-content/uploads/2014/08/ KalvesmakiJ-What-Evangelicals-should-know-about-Negruts-assessment-of-EasternOrthodoxy.pdf (дата обращения 05.05.2017).
Karmiris J. Concerning the Sacraments. Clendenin, 1995.
Nassif B. Eastern Orthodoxy and Evangelicalism: The status of an emerging globaldDialogue // Scottish bulletin of Evangelical Theology. 2000. Vol. 18. № 1. P. 51-55.
Negrut P. Searching for the true Apostolic Church: What evangelicals should know about Eastern Orthodoxy // Christian research journal. 1998. Vol. 20. № 3. P. 26-36.
Orthodox christian information center URL: http://orthodoxinfo.com (дата обращения 5.05.2017).
Saucy R. L., Coe J., Gomes A. W. Task force report: eastern orthodox teachings in comparison with the doctrinal position of Biola University. Los Angeles, 1998.
Spann M. Witnessing to people of eastern orthodox background: Turning barriers of belief into bridges to personal faith. Alpharetta (GA), 2001.
Stammer L. B. Biola University finishes probe of Orthodox Faculty // Los Angeles Times. 1998. May 9. P. 28.
Swanson S. A. Higher education: Universities question orthodox conversions // Christianity today. 1998. Vol. 42. № 9. P. 21-23.
The UnReformed Truth. A Response to the Credenda Agenda. URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/credenda_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).
Theodoridis A. An overview of orthodoxy by way of a reply to Daniel Clendenin. URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/clendenin_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).
Ware T. The Orthodox Church: An introduction to Eastern Christianity. L., 1993.
Whiteford J. My Response to Dan Clendenin's article "Why I'm not Orthodox". URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/clendenin.aspx (дата обращения 5.05.2017).
Whiteford J., Barnes P. Miles from the truth. A response to "Thema: Eastern Heterodoxy". URL: http://orthodoxinfo.com/inquirers/thema_response.aspx (дата обращения 5.05.2017).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.