О синтезе «правового» и «природного» понимания Искупления

Авторы

  • Вайнштейн Дмитрий Евгеньевич Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/%20GB.2025.57.2.007

Ключевые слова:

искупление, удовлетворение Божественной справедливости, природное единство, воплощение, поздневизантийское богословие

Аннотация

Цель публикации — проанализировать и сопоставить понимание Искупления Ансельмом Кентерберийским, учение которого было воспринято русским «школьным» богословием XIX века, со взглядами критиков «правового» понимания Искупления конца XIX — начала XX века. К источникам исследования относятся трактат Ансельма «Cur Deus Homo», работы русских и византийских богословов. Автор приходит к выводу, что взгляды основных сторонников и противников «юридизма» в русском богословии не содержат принципиальных противоречий, но дополняют друг друга, однако и авторы русских «школьных» догматик XIX века, и Ансельм пренебрегли таким аспектом, как восприятие Христом единой человеческой природы в Воплощении, что необходимо для понимания Искупления. В статье также анализируется не учтённое участниками «спора об Искуплении» византийское богословское наследие: взгляды епископа Николая Мефонского, святителя Григория Паламы и святого праведного Николая Кавасилы. Результаты исследования позволяют говорить о возможности и необходимости синтеза «правового» и «природного» понимания Искупления в православном богословии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Вайнштейн Дмитрий Евгеньевич , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

магистр теологии
студент ИДО ПСТГУ

Библиографические ссылки

Anselmus Cantuariensis. Cur Deus homo // S. Anselmi Cantuariensis archiepiscopi opera omnia / ed. F. S. Schmitt. Vol. 2. Edinburgi: Nelson, 1946. P. 39-133.

Gennadius Scholarius. Orationes et Panegyrici // Oeuvres complètes de Georges Scholarios. Vol. 1: Oeuvres oratoires, traités théologiques sur la Providence et sur l’âme / éd. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. Paris: Maison de la bonne presse, 1928. P. 1-246.

Gregorius Nazianzenus. Oratio XLV in sanctum pascha // PG. T. 36. Col. 621-664.

Gregorius Palamas. Homiliae I-XX // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἅπαντα τὰ ἔργα / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Т. 9. Θεσσαλονίκη: Πατερικαὶ Ἐκδόσεις Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς, 1985. (Ἕλληνες Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας (ΕΠΕ); τ. 72). Σ. 26-596.

Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // PG. T. 90. Col. 244-786.

Nicolaus Cabasilas. Vita in Christo // PG. T. 150. Col. 491-726.

Nicolaus Methonaeus. Orationes // Ἐκκλησιαστικη βιβλιοθήκη ἐμπεριεχουσα Ἑλλήνων θεολόγων συγγράμματα, ἐκ χειρόγραφων τῆς ἐν Μόσχᾳ βιβλιοθήκης νῦν πρῶτον ἐκδιδόμενα ἀρχιμανδρίτου Α. Κ. Δημητρακοπόλου. Τ. 1. Ἐν Λειψιᾳ, 1866. [Hildesheim: G. Olms, r1965]. P. 219-380.

Геннадий Схоларий, патр. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2007. С. 411-432.

[Григорий Палама, свт.] Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Москва: Паломник, 1993.

Иларион (Троицкий), сщмч. Богословие и свобода Церкви // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: [в 3 т.]. Т. 2. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 235-263.

Иларион (Троицкий), сщмч. Вифлеем и Голгофа (письмо к Другу) // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: [в 3 т.]. Т. 2. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 277-288.

Иларион (Троицкий), сщмч. Триединство Божества и единство человечества // По образу Святой Троицы: сборник богословских статей. Сергиев Посад: СТСЛ, 2013. С. 73-102.

Макарий (Булгаков), митр. Святого отца нашего Димитрия, Ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское чтение. 1842. Ч. 4. № 12. С. 311-521.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Москва: Паломник, 1999.

[Максим Исповедник, прп.] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I-LV / пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. Москва: Мартис, 1993.

Николай Кавасила, прав. О жизни во Христе. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2006.

[Платон (Лёвшин), митр.] Поучительные слова при высочайшем дворе е. и. в. … государыни Екатерины Алексеевны … и в других местах с 1763 года по 1778 год. Т. 8: Катихизис, или Первоначальное наставление в христианском законе, которое по обычаю в Московской славяно-греко-латинской академии издавна принято было, преосвященным Платоном, архиепископом Московским и Калужским в то время, как он был в помянутой Академии пиитики учителем, всенародно толковано было в академической аудитории, с сентября 1757 по 15 июля 1758 года. Москва: Сенатская тип., у Ф. Гиппиуса, 1781.

Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении: Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1910.

Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) / архимандрит Сильвестр, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2008.

Феофан Затворник, свт. Толкование первых восьми глав Послания св. апостола Павла к Римлянам. Москва: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1890.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие: в 2 ч. / сочинение Филарета, архиепископа Черниговского. Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864.

Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Москва: Синод. тип., 1895. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2008.

Антоний (Храповицкий), митр. Догмат Искупления // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 8/9. С. 155-167 (начало).

Вайнштейн Д. Е. К вопросу об онтологическом единстве человеческой природы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 112. С. 129-143.

Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2007.

Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2023.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010.

Серафим (Соболев), свт. Искажение православной истины в русской богословской мысли. София: [Б. и.], 1943.

Флоровский Г., прот. О смерти крестной // Православная мысль. 1930. № 2. С. 148-187.

Хондзинский П., прот. Русское «новое богословие» в конце XIX - начале XX в.: к вопросу о генезисе и содержательном объеме понятия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 121-141.

Черемухин П. А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии // Богословские труды. 1964. Сб. 3. С. 145-185.

Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford: Oxford University Press, 2012.

Νέλλας Π. Ἡ περὶ δικαιώσεως διδασκαλία Νικολάου τοῦ Καβάσιλα. Συμβολὴ εἰς τὴν ὀρθόδοξον σωτηριολογίαν. Πειραιεὺς: Σ. Καραμπερόπουλος, 1975. Ἀθήναι: Ἁρμός, r2011.

Загрузки

Опубликован

2025-10-24

Как цитировать

(1)
Вайнштейн, Д. О синтезе «правового» и «природного» понимания Искупления. БВ 2025, 147-166.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия