Богооставленность в сотериологическом контексте: к вопросу об укоризненности
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2025.57.2.006Ключевые слова:
богооставленность, укоризненные страсти, безукоризненные страсти, относительное усвоение, благодать, энергия, человеческая природа, первородный грех, неведение, спасение, прп. Максим Исповедник, свт. Кирилл АлександрийскийАннотация
Статья посвящена осмыслению богооставленности, её богословскому анализу в сотериологическом и христологическом контекстах. В частности, рассматривается отношение к богооставленности у преподобного Максима Исповедника и святого Иоанна Дамаскина, которые хоть и считали, что Спаситель усвоил богооставленность относительным, просопическим образом, но непосредственно сам вопрос об укоризненности не ставили, что послужило основанием для постановки такого вопроса в данной статье. Как результат, было предложено разделять богооставленность, подобно неведению, на укоризненную и безукоризненную. Опираясь на малоизвестную цитату святителя Кирилла Александрийского, были найдены аргументы в пользу определения последней. Главный вывод настоящей статьи заключается в том, что у нас есть основания говорить о безукоризненной богооставленности нашей природы, которая является последствием грехопадения Адама, наследуется нами подобно другим естественным страстям и которая преодолевается в Крещении, в котором человек получает благодать Святого Духа и становится членом Тела Христова. С сотериологической позиции выделение и обоснование безукоризненной богооставленности даёт нам возможность говорить о ней как о реально испытанной на Кресте Господом Иисусом Христом по Его человечеству и, как следствие, исцелённой Им ради нашего спасения и уврачевания падшей природы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дмитриев В., свящ. Перевод и анализ сочинения свт. Кирилла Александрийского: Περὶ τῆς ὀρθῆς πίστεως, τῆς εἰς τὸν Kὐριον ἡμῶν Ἰησοῦν Χριστόν. Сергиев Посад: МДА, 1916. [Машинопись] // ОР РГБ. Ф. 172. К. 235. Ед. 5. Л. 1-12.
Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos // PG. T. 27. Col. 60-545.
Cyrillus Alexandrinus. Ad Theodosium imperatorum de recta fide // PG. T. 76. Col. 1133-1200.
Gregorius Nazianzenus. Orationes XXVII-XLV // PG. T. 36. Col. 9-623.
Jean Chrysostome. Sur l’égalité du Père et du Fils. Contre les anomées homélies VII-XII / introd., texte crit., trad et notes par A.-M. Malingrey. Paris: Cerf, 1994. (SC; vol. 396).
Marc le Moine. Traités. T. I / éd. G. M. de Durand. Paris: Cerf, 1999. (SC; vol. 445).
Maximus Confessor. Quaestiones et dubia / ed. by J. H. Declerck. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1982. (CCSG; vol. 10).
Septuaginta / ed. by A. Rahlfs. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Санкт-Петербург: Тип. П. П. Сойкина, 1913.
Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Казань: Центр. тип., 1908.
Добротолюбие: в 5 т. Т. 3. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2010.
Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 7: Толкование на Четвероевангелие. Москва: Русский паломник, 2014.
[Иоанн Дамаскин, св.] Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. Санкт-Петербург: Изд. Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, 1913.
Иоанн Дамаскин, св. Творения. Точное изложение православной веры / пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. Москва: Индрик, 2002.
Кирилл Александрийский, свт. О правой вере к царицам / пер. с др.-греч. свящ. Василия Дмитриева (1916 г.) под ред. иерод. Фёдора (Юлаева) // Богословский вестник. 2008-2009. № 8-9. С. 68-141.
Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и комм. Г. И. Беневича. Санкт-Петербург: РХГА, 2014.
Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 1 / пер. А. И. Сидорова. Москва: Мартис, 1993.
Феодорит Кирский, блж. Творения. Т. 2. Изъяснение псалмов. Москва: ИС РПЦ, 2004.
Булгаков С., прот. Агнец Божий. Paris: YMCA Press, 1933.
Давыденков О., свящ. Communicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя // Материалы ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Москва: ПСТГУ, 1997. С. 7-15.
Дионисий (Шлёнов), иером. Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника // Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / ред. Д. А. Поспелов. Москва: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. С. 339-378.
Елиманов В. Е., Адриан (Пашин), игум. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха. (Ч. 1) // Богословский вестник. 2024. № 1 (52). С. 32-63.
Елиманов В. Е., Адриан (Пашин), игум. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха. (Ч. 2) // Богословский вестник. 2024. № 2 (53). С. 32-57.
Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. Москва: ББИ, 2019.
Иустин (Попович), прп. Собрание творений: Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. Т. 3 / пер. с серб. С. Фонова; ред. А. И. Сидорова. Москва: Паломник, 2006.
Коробов В. С. Константинопольский Собор 1170 года // Богословский вестник. 2021. № 4 (43). С. 48-63.
Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский / пер. с фр. М. Н. Насонова, У. С. Рахновской; предисл. архим. Симеона (Брюшвайлера). Москва: ПСТГУ, 2016.
Малышев А. В. Гефсиманское моление Христа в толкованиях прп. Максима Исповедника и свт. Иннокентия Херсонского // Материалы VIII Международной студенческой научно-богословской конференции. Сборник докладов. Санкт-Петербург: СПбДА, 2016. С. 84-91.
Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. Краснодар: Текст, 2010.
Сидоров А. И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания // Богословский вестник. 2005-2006. № 5 (6). С. 229-272.
Сидоров А. И. Размышления о судьбе православной патрологии // Дайджест богослов.ru. 2011. С. 26-35.
Смолин И., диак. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений. Санкт-Петербург: Миссионерское обозрение, 1904.
Чурсанов С. А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. Москва: ПСТГУ, 2019.
Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Cerf, 1996.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.





