Проблема понимания кенозиса святыми отцами I–VII вв.
Ключевые слова:
Церковь, экклесиология, христология, кенозис, святые отцы, Вселенские Соборы, первохристианство, борьба с ересямиАннотация
Публикация посвящена понятию «кенозис» в целом и определению его роли и места в трудах святых отцов в частности. В рамках темы были проанализированы труды преподавателя Московской духовной академии М. М. Тареева, профессора Казанской духовной академии П. П. Пономарёва, профессора Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковского, профессора В. Н. Лосского, американского епископального богослова и священника Френсиса Джозефа Холла и современного отечественного богослова протоиерея Вадима Леонова. В результате исследования выделены этапы святоотеческого понимания «кенозиса», исторические условия и учения, повлиявшие на развитие христологии, а также особенности изложения идеи кенозиса в рассматриваемый период. Основной вывод таков: идея кенозиса присутствует в церковном сознании с начала христианской истории. Ключевую роль в понимании святыми отцами кенозиса Господа Иисуса Христа занимает богословие святого апостола Павла. Важнейшей вехой в раскрытии идеи кенозиса в святоотеческом богословии является деятельность Первого и Второго Вселенских Соборов, утвердивших кенозис как часть Символа веры.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Basilius Caesariensis. [Epistula 261.] Τοῖς έν Σωζοπόλει // Saint Basile. Lettres / éd. Y. Courtonne. Vol. 3. Paris: Les Belles Lettres, 1966. P. 115–119.
Cyrillus Alexandrinus. Adversus anthropomorphitas // PG. T. 76. Col. 1165–1132.
Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus // Cyrille d’Alexandrie. Deux dialogues christologiques / éd. G.-M. de Durand. Paris: Éditions du Cerf, 1964. (SC; vol. 97). P. 302–514.
Gregorius Nyssenus. Antirrheticus adversus Apollinarium // Gregorii Nysseni opera / ed. F. Mueller. Vol. 3/1. Leiden: Brill, 1958. P. 131–233.
Василий Великий, свт. Письмо 253 (261). К жителям Созополя [ок. 377 г.] // Василий Великий, свт. Творения. Т.2: Аскетические творения. Письма. Москва: Сибирская благозвонница, 2009. (ПСТСО; т. 4). С. 868–870.
Григорий Нисский, свт. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик) // Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. Москва: Тип. В. Готье, 1865. С. 59–210.
Литература
Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение: Филипп. II, 5–11 (Библейско-экзегетический анализ). [София (Болгария). 7 июля (21 июня) 1929 г.] // Православная мысль. 1930. № 2. C. 86–101.
Древнегреческо-русский словарь / сост. И. Х. Дворецкий; ред. С. И. Соболевского. Москва: ГИС, 1958.
Леонов В., свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Москва: Драккар, 2005.
Леонов В., прот. Кеносис // Православная энциклопедия. 2013. Т. 32. С. 446–453.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.
Николай (Сахаров), иером. Понятие кеносиса в богословской мысли Архимандрита Софрония (Сахарова) // Церковь и время. 2012. Вып. 1 (58). C. 53–82.
Пономарев П. П. Keнозис // Православная богословская энциклопедия: [в 12 т.] / ред. Н. Н. Глубоковского. Т. 9: Кармелиты — Κοινή. Санкт-Петербург: Тип. «Слово», 1908. (Прилож. к журналу «Странник»). Ст. 494–506.
Тареев М. М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. Филип. II, 5–11: экзегетическое и историко-критическое исследование. Москва: Печ. А. И. Снегиревой, 1901.
Тареев М. М. Основы христианства: [Система религиозной мысли]. Т. 1: Христос. Сергиев Посад: Тип. СТСЛ, 1908.
A Patristic Greek Lexicon / ed. G. W. H. Lampe. Oxford: The Clarendon Press, 1961.
Hall F. J. The Kenotic Theory: Considered with Particular Reference to Its Anglican Forms and Arguments. New York (N. Y.): Longmans; Green, 1898.
Richard L. Christ: The Self-Emptying of God. New York (N.Y.): Paulist Press, 1997.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.