Религиозный подтекст повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2020.39.4.015Ключевые слова:
И. С. Тургенев, «таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», вера, религия, тоска, уныние, пантеизм, теизмАннотация
В настоящей статье автор предпринимает попытку выявить специфику религиозного подтекста повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви», обратившись к области её эмоционально-ценностной ориентации. Автор исходит из методологической установки, согласно которой эмоционально-ценностная ориентация мысли и творчества И. С. Тургенева представляет собой взаимодействие двух аксиологических иерархий. Их базовыми ценностями являются, с одной стороны, всеобщее, с другой – индивидуальное. В контексте мысли и творчества И. С. Тургенева эти начала воплощаются в образе природы и человеческой личности, которые находятся друг с другом в непримиримом конфликте. Типологически и генетически эти аксиологические доминанты восходят к двум религиозным парадигмам – пантеистической и теистической. Настроение тоски, которое является для творчества И. С. Тургенева характерной эмоциональной тональностью и объективируется в один из ведущих мотивов цикла «таинственных повестей», рассматривается как тот фокус, в котором сосредоточено отношение повествования к вышеобозначенным религиозным парадигмам. Анализ особенностей структуры, формирования и функционирования мотива тоски в повести «Песнь торжествующей любви» позволяет выявить особенности их взаимодействия и определить таким образом специфику религиозного подтекста произведения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Боровская Е. Р. Античный код «Песни торжествующей любви» И. С. Тургенева // Сборник материалов 20-й Всероссийской конференции «Мировая словесность для детей и о детях». Ярославль: ООО Агентство «Литера», 2016. С. 95–99.
Вязовик Т. П. Мотивный анализ художественного текста как форма его интерпретации (на материале повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви») // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения – 2018). Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во ГУПТиД, 2018. С. 322–323.
Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. М.: Тов-во «Книгоиздательство писателей в Москве», 1919.
Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996.
Лазарева К. В. Образ музыки в «Песни торжествующей любви» И. С. Тургенева // Спасский вестник. Спасское-Лутовиново: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», 2004. № 11. С. 99–104.
Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870–1880-е годы). Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. [Электронный ресурс]. URL: http://i-s-turgenev.ru/books/item/ f00/s00/z0000014/st000.shtml (дата обращения: 20.10.2020).
Саламатова Е. А. «...Он пишет свои персонажи как художник и поэт» (Тургенев и прерафаэлиты: творческие параллели) // Спасский вестник. Спасское-Лутовиново: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», 2016. № 24. С. 113–126.
Скуднякова Е. В. Фантастическая образность в поэтике повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» // Инновационная наука. Уфа, «Аэтерна», 2016. № 5–3 (17). С. 109–113.
Топоров В. Н. Странный Тургенев (четыре главы). М.: РГГУ, 1998.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.: Наука, 1978–2018.
Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.
Шишихова Н. М. Своеобразие поэтики повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» // Сборник материалов Международной научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации». Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. С. 95–101.