Ум и сердце героев в раннем рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» в контексте святоотеческого учения о борьбе с помыслами

Авторы

  • Максимов Пётр Максимович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.009

Ключевые слова:

ум и сердце, православие, святоотеческое наследие, невидимая брань, творчество Ф. М. Достоевского

Аннотация

В статье рассматриваются особенности художественного изображения рациональной и эмоциональной природ человеческой личности (именуемых в святоотеческом аскетическом богословии «умом» и «сердцем») в рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор». В исследовании выявляется соотнесённость духовного мира героев рассказа, их сокровенной сердечной жизни и мысленной брани с учением святых отцов о борьбе с помыслами, а также обобщаются исследования по данной теме. Методами исследования выступают: биографический, историко-хронологический, филологический, богословский. В статье показано, что Достоевский подчёркивает трагическую роль зла, которое, пребывая в человеке мысленно и чувственно, приводит его к гибели. Также в работе высказана гипотеза о том, что в ранней версии рассказа, а именно в его концовке (так называемом «ндравоучении» рассказчика Астафия Ивановича), кратко изложены основы мировоззрения Ф. М. Достоевского, которые находят выражение в его дальнейшем творчестве, в частности в романах «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Максимов Пётр Максимович, Московская духовная академия

бакалавр богословия, методист кафедры филологии Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

p.max37@yandex.ru

Библиографические ссылки

Athanasius. De incarnatione verbi // Athanase d’Alexandrie. Sur l’incarnation du verbe / éd. C. Kannengiesser. Paris: Éditions du Cerf, 1973. (SC; vol. 199). P. 258–468.

Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae // Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles / éd. L. Regnault, J. de Préville. Paris: Éditions du Cerf, 1963. (SC; vol. 92). P. 146–486.

Dorotheus Gazaeus. Sententiae // Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles / éd. L. Regnault, J. de Préville. Paris: Éditions du Cerf, 1963. (SC; vol. 92). P. 526–530.

Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae // Maximi confessoris opuscula exegetica duo / ed. P. van Deun. Turnhout; Leuven: Brepols; University Press, 1991. (CCSG; vol. 23). P. 27–73.

Ps.-Macarius. Opusculum 1 (= De custodia cordis) // PG. T. 34. Col. 821–841.

Афанасий Великий, прп. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная тип., 21902. С. 191–263.

Дорофей Газский, прп. Поучение 8. О злопамятности // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Москва: Духовное преображение, 2015. (Серия «Духовный кормчий»). С. 132–140.

Дорофей Газский, прп. Поучение 19. Различные краткие изречения // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Москва: Духовное преображение, 2015. (Серия «Духовный кормчий»). С. 239–240.

Достоевский Ф. М. [22.] М. М. Достоевскому 31 октября 1838. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 53–55.

Достоевский Ф. М. [26.] М. М. Достоевскому 16 августа 1839. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 61–63.

Достоевский Ф. М. Честный вор [рассказ] // Отечественные записки. 1848. Апрель. № 4. Т. 57. Отд. I. С. 286–306.

Достоевский Ф. М. Честный вор. (Из записок неизвестного) // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: [в 35 т.]. Т. 2: Повести и рассказы 1847–1859. Санкт-Петербург: Наука, 22014. С. 157–170.

Достоевский Ф. М. Честный вор. Варианты прижизненных изданий // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: [в 35 т.]. Т. 2: Повести и рассказы 1847–1859. Санкт-Петербург: Наука, 22014. С. 533–551.

Достоевский Ф. М. [90.] Н. Д. Фонвизиной. Конец января — 20-е числа февраля 1854. Омск // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 175–177.

Достоевский Ф. М. [155.] М. М. Достоевскому 1 октября 1859. Тверь // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832–1859. Ленинград: Наука, 1985. С. 339–341.

Достоевский Ф. М. Записная книжка 1863–1864 гг. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 20. Ленинград: Наука, 1980. С. 170–179.

Достоевский Ф. М. [253.] А. Е. Врангелю 31 марта — 14 апреля 1865. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 115–121.

Достоевский Ф. М. [254.] Н. П. Сусловой 19 апреля 1865. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 121–123.

Достоевский Ф. М. [332.] С. И. Ивановой (1) 13 января 1868. Женева // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 28. Кн. 2: Письма 1860–1868. Ленинград: Наука, 1985. С. 249–253.

Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1873 г. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 21. Ленинград: Наука, 1980. С. 5–136.

Достоевский Ф. М. [915.] А. Ф. Благонравову 19 декабря 1880. Петербург // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Т. 30. Кн. 1: Письма 1878–1891. Ленинград: Наука, 1988. С. 236–237.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: [в 30 т.]. Ленинград: Наука, 1976. Т. 14. С. 5–508; Т. 15. С. 5–197.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем в 35 томах. Санкт-Петербург: Наука, 22013–.

Исаак Сирин, прп. Слово 4. О душе, о страстях и о чистоте ума, в вопросах и ответах // Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад: СТСЛ, 2008. (Сокровищница святоотеческой письменности). С. 40–47.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22012.

Макарий Великий, прп. Семь слов // Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания и слова. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 289–385.

Максим Исповедник, прп. Толкование на Молитву Господню // Избранные творения преподобного Максима Исповедника / пер. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ, 2004. С. 251–273.

Сергиев И., прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Ч. 2. Санкт-Петербург: Тип. В. Ерофеева, 1892.

Феофан, еп. Начертание христианского нравоучения. Москва: Типо-лит. И. Ефимова, 21895.

Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Ленинград: Ред.-изд. об-ние «Санкт-Петербург», 1991.

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. Москва: Правило веры, 2008.

[Феофан Затворник, свт.] Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. [Козельск]: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2013.

Анненков П. В. Заметки о русской литературе 1848 года // Современник: литературный, общественный и политический журнал, изданный Н. А. Некрасовым. Санкт-Петербург, 1849. № 1. Т. 13. С. 1–23.

Белый К., свящ. «Попасть в Сретенку» и другие рассказы. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2021.

Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 270–306.

Гуардини Р. Человек и вера. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994.

Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. Санкт-Петербург: Адмиралтейство, 1998.

Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1994. С. 222–236.

Карташова И. В., Семенов Л. Е. Романтизм и христианство // Русская литература XIX века и христианство / ред. В. И. Кулешова. Москва: Изд. Моск. ун-та, 1997. С. 103–111.

Качалина Н. А. Притчевая структура рассказа «Честный вор» Ф. М. Достоевского // Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20 апреля 2019 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. С. 248–251.

Левенец Д. А. Образ маленького человека в рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» и средства его языкового маркирования // Слово и текст: теория и практика коммуникации. Армавир, 2019. С. 94–98.

Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. Москва: Флинта; Наука, 2013.

Магарил-Ильяева Т. Г. Честный вор: кто живёт на окне? // Культура и текст. 2016. № 3 (26). С. 70–76.

Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Москва: Самшит-Издат, 2003.

Новиков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. № 5. С. 112–126.

Осипов А. И. Искатель высшей правды. Ф. М. Достоевский и Православие // Осипов А. И. О войне и мире, о прогрессе и Достоевском. Избранные статьи. Москва: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2014. С. 35–62.

Плетнев Р. В. Достоевский и Евангелие // Русские эмигранты о Достоевском. Санкт Петербург: Андреев и сыновья, 1994. С. 160–190.

Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // БВ. 2022. № 3 (46). С. 259–280.

Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. Санкт Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2017.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

(1)
Максимов, П. М. Ум и сердце героев в раннем рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» в контексте святоотеческого учения о борьбе с помыслами. БВ 2024, 202-234.

Выпуск

Раздел

Русская духовная литература

Категории