Экклезиологический опыт А. Хомякова

Авторы

  • Иванов Михаил Степанович Московская духовная академия

Ключевые слова:

экклезиология, свидетельство, тайна Церкви, природа Церкви, церковный опыт, истина, свобода и личность в Церкви

Аннотация

В статье анализируется основная особенность творчества А. С. Хомякова, которая состоит в том, что его религиозно-философская мысль всегда определялась не умозрительными категориями и логическими выводами, а его жизненными наблюдениями. В наибольшей мере это проявилось у Хомякова в религиозной сфере, где наблюдается органическое и целостное единство личности мыслителя, его жизни и его мысли. Центром такого единства для Хомякова всегда оставалась Церковь Христова. Основатель славянофильства жил в Церкви, а не являлся лишь формальным её членом. Поэтому Церковь открывалась ему изнутри в её духовном богатстве и в глубине её благодатных тайн. Опытная экклезиология помогала Хомякову понять природу Церкви и её единство, созидаемое не административными мерами, а благодатной жизнью церковной общины, в результате чего жизнь этой общины уподобляется внутритроичной Божественной жизни: «Как ТыОтче, во Мне и Я в Тебетак и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21–22). В статье обращается внимание на то, что у Хомякова отсутствует систематическая экклезиология. Религиозный философ вообще неодобрительно относился ко всякого рода богословским системам, памятуя о том, что многие из них в его время находились под влиянием западного схоластического богословия. Первоначально это вызывало иногда критическое отношение к экклезиологическому богословию Хомякова. Однако такая критика, по замечанию протоиерея Георгия Флоровского, была поверхностной.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иванов Михаил Степанович, Московская духовная академия

доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Хомяков А. С. Церковь одна // Хомяков А. С. Сочинения богословские / предисл. Ю. Ф. Самарина. Санкт-Петербург: Наука, 1995. С. 39–56.

Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г-на Лоранси / пер. с фр. Ю. Самарина, Н. П. Гилярова-Платонова // Хомяков А. С. Сочинения богословские / предисл. Ю. Ф. Самарина. Санкт-Петербург: Наука, 1995. С. 57–106.

Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений Латинских и Протестантских / пер. с фр. Ю. Самарина, Н. П. Гилярова-Платонова // Хомяков А. С. Сочинения богословские / предисл. Ю. Ф. Самарина. Санкт-Петербург: Наука, 1995. С. 107–162.

Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа / пер. с фр. Ю. Самарина, Н. П. Гилярова-Платонова // Хомяков А. С. Сочинения богословские / предисл. Ю. Ф. Самарина. Санкт-Петербург: Наука, 1995. С. 163–228.

Хомяков А. С. Письмо к г. Бунзену об его библейских трудах / пер. с фр. Ю. Самарина, Н. П. Гилярова-Платонова // Хомяков А. С. Сочинения богословские / предисл. Ю. Ф. Самарина. Санкт-Петербург: Наука, 1995. С. 233–260.

Самарин Ю. Ф. Предисловие к богословским сочинениям А. С. Хомякова // Самарин Ю. Ф. Православие и народность / сост., предисл. и коммент. Э. В. Захарова; отв. ред. О. А. Платонов. Москва: Институт русской цивилизации, 2008.

Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991.

Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Т. I. Париж: YMCA Press, 1989.

Аверинцев С. С. Символ // БСЭ. 1976. Т. 23. С. 385–386.

Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Томск: Водолей, 1996.

Ведерников А. В. Идея Церкви в сочинениях А. С. Хомякова // ЖМП. 1954. № 7. С. 47–59.

Хоружий С. С. Алексей Хомяков: учение о соборности и церкви // БТ. 2002. Сб. 37. С. 153–179.

Загрузки

Опубликован

2023-11-13

Как цитировать

(1)
Иванов, М. С. Экклезиологический опыт А. Хомякова. БВ 2023, 72-87.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия